Аналитика и новости

Санкционный обзор № 22

21.03.2023

Санкционный обзор № 22

Дополнительные меры по контролю за сделками с российскими ценными бумагами. Новые меры поддержки экономики от Правительства РФ. Приостановка действия соглашений об избежании двойного налогообложения.

Президент ввел дополнительные меры по контролю за сделками с российскими ценными бумагами, которые были приобретены у лиц, связанных с недружественными государствами

Указ Президента РФ о дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг от 3 марта 2023 года вводит особый порядок для сделок с ценными бумагами (акциями, облигациями, облигациями федерального займа, паями), приобретенными после 1 марта 2022 года у лиц из недружественных государств и зачисленными на счет в российском депозитарии.

На выдачу разрешений уполномочены:

— Центральный Банк РФ – для кредитных и некредитных финансовых организаций;
— Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ – для остальных юридических лиц.

Получение разрешения необходимо:

— российским резидентам;
— нерезидентам под контролем российских юридических и физических лиц;
— нерезидентам из дружественных стран.

Совет директоров Банка России вправе установить максимальные показатели по количеству и объёму таких сделок, за исключением:

— совершаемых при конвертации, выкупе, погашении российских ценных бумаг их эмитентом;
— при выкупе акций ПАО и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции;
— связанных с погашением инвестиционных паев по решению управляющей компании или в связи с прекращением фонда;
— связанных с возвратом российских ценных бумаг по договору их займа, заключенному до 1 марта 2022 года, и обязательств по второй части договора репо, заключенного до 1 марта 2022 года;
— связанных с переводом российских ценных бумаг, полученных в результате универсального правопреемства.

Профессиональным участникам рынка необходимо иметь в виду, что сделки с такими ценными бумагами на данный момент могут совершаться исключительно с разрешения ЦБ РФ или Правительственной комиссии.

Правительство утвердило новые меры поддержки экономики в условиях санкций

 - Правительство приняло постановление о повышенном авансировании госконтрактов в 2023 году

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 2023 года № 348 организации, участвующие в госзакупках, смогут получать в 2023 году в качестве аванса до 50% от цены контракта (сегодня аванс может доходить до отметки в 30% от суммы контракта).

Действие Постановления затронет государственные контракты, которые финансируются из федерального бюджета и подлежат казначейскому сопровождению. Для региональных государственных и муниципальных контрактов применение режима «аванс 50%» носит рекомендательных характер – решение принимается высшими исполнительными органами субъектов РФ и местными администрациями муниципальных образований.

- Правительство расширило программу субсидирования инвестиционных проектов по приоритетным направлениям промышленности

Постановление от 1 марта 2023 года №325 устанавливает, что механизм государственной поддержки, направленный на развитие приоритетных отраслей промышленности, теперь будет распространяться на инвестиционные проекты по производству химической продукции, кредиты на реализацию которых получены в 2020–2024 годах.

Постановление закрепляет предоставление субсидий для юридических лиц, реализующих новые комплексные проекты по производству мало и средне тоннажной химической продукции.

При этом общая стоимость инвестиционного проекта должна составлять не менее 150 млн. рублей. Субсидированная часть кредита может доходить до 8 млрд. рублей.

Механизм субсидирования отдельных отраслей промышленности направлен на реализацию федерального проекта «Развитие производства новых материалов».

Министерство финансов и Министерство иностранных дел РФ выступили с инициативой о приостановлении действия соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами

Министерства обратились к Президенту РФ с предложением издать Указ о приостановлении действия соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми странами, которые ввели против России односторонние экономические ограничительные меры.

Предполагается, что приостановка будет продолжаться до момента восстановления нарушенных прав России.

С точки зрения последствий эффект от приостановки таких соглашений будет моментальным:

— Один и тот же доход будет облагаться налогами сразу в двух и более государствах;
— Льготные пониженные ставки для двойного налогообложения также перестанут действовать.

Последствия для физических лиц:

— приостановка соглашений ударит по той категории лиц, которые работают за рубежом или получают доходы от иностранных источников – теперь они должны будут уплачивать подоходный налог в нескольких государствах;

— причём его расчёт будет производиться с изначально полученной суммы без вычета ранее уплаченного налога в одном из государств.

Последствия для юридических лиц:

— особенно непросто придётся иностранным компаниям со стратегическими инвестициями в РФ. В рамках соглашений при получении пассивных доходов из России (дивидендов, процентов, роялти и т. д.) иностранные компании платят налоги по льготным ставкам: 5% — по дивидендам, 0% — по роялти и процентам. После приостановки ставки возрастут до 15% и 20% соответственно;

— российские организации, получающие пассивный доход из-за рубежа, также должны будут начать перерасчёт налогов с доходов, полученных после приостановки соглашений – налоговое бремя может вырасти в несколько раз.

Авторы: Анна Акифьева, Егор Гусев.
21.03.2023