Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 138

19.06.2023

Дайджест по антимонопольной практике № 138

Оценка ВС РФ антимонопольного дела о картеле, обновление списка случаев, когда ФАС России может не публиковать информацию о сделках, приостановление в США сделки Microsoft с Activision.

Оценка ВС РФ антимонопольного дела о картеле

Антимонопольный орган признал ООО «Радиационная техника» и ООО «Сибмер» нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, мотивировав решение следующим образом:

- у организаций совпадают фактические адреса, идентичные IP-адреса для действий в системе «Банк-клиент», взаимные банковские переводы, перекрестные совмещения единовременной работы сотрудников;
- между организациями заключен договор о техническом сотрудничестве, согласно которому стороны договорились совместно участвовать в торгах на выполнение работ.

ООО «Радиационная техника» и ООО «Сибмер» не согласились с решением и обжаловали его в ФАС России, указав, что целью договора являлось своевременное исполнение госконтрактов, а также разработка и создание новых импортозамещающих товаров.

Три инстанции признали решение незаконным:

- тесные деловые отношения между организациями не являются препятствием для их совместного участия в торгах;
- ведомство не обосновало, как совместное участие ограничивает конкуренцию;
- использование единой инфраструктуры, наличие между компаниями финансовой и кадровой взаимосвязи не говорят о нарушении АМЗ;
- УФАС не установило необычного поведения компаний на аукционах, его направленности на осуществление единой стратегии/отсутствия разумных экономических мотивов.

ВС РФ не согласился с судами и направил дело на пересмотр:

- при рассмотрении дела по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, установлению подлежат следующие обстоятельства: нахождение участников торгов в состоянии конкуренции; применение участниками стратегии поведения, направленной на извлечение выгоды за счет обеспечения победы в торгах отдельным участникам (исключения победы других участников); бремя доказывания возлагается на антимонопольный орган;
- УФАС России указывало на анализ поведения участников, согласно которому при участии в закупках прослеживается определённая модель поведения: в каждом из аукционов, где принимали участие только эти общества, они формально создавали видимость конкурентной борьбы на торгах, однако процент снижения НМЦК был минимальным; снижение НМЦК достигало существенных значений (от 49% до 87%);
- приводимые ведомством доводы имели значение для дела, т.к. в своей совокупности они подтверждают, что между обществами имело место не только договоренность о техническом сотрудничестве и взаимный обмен финансовыми, трудовыми ресурсами, что само по себе не запрещено законом, но и иное соглашение, направленное на моделирование конкуренции путем согласованного продвижения определенных результатов торгов (поддержание цены);
- законодательство не препятствует субъектам учитывать возможности и поведение своих конкурентов и не запрещает взаимовыгодную кооперацию между ними, однако оно запрещает вступать в сговор с целью нарушить механизм торгов;
- для выявления картеля нужно установить нахождение участников торгов в состоянии конкуренции, применение стратегии поведения, направленной на извлечение выгоды за счет обеспечения победы отдельным участникам; при этом не следует ожидать, что договоренность между компаниями будет зафиксирована в письменной форме либо добровольно раскрыта участниками; в большинстве случаев наличие картеля может вытекать из различных неслучайных совпадений в поведении субъектов;
- в большинстве случаев наличие картеля может быть подтверждено с помощью косвенных доказательств; судам стоило рассмотреть возможность привлечения в дело ФАС России помимо регионального управления;
- суд не привел мотивов, объясняющих позицию обществ, что регулярное и постоянное совместное участие в торгах хозяйствующих субъектов-конкурентов не предполагает единство стратегии, их общий согласованный план поведения в отношении цены контракта, преследование противоправной цели, в данном случае – поддержание цены.

Обновлены случаи, когда ФАС России может не публиковать информацию о сделках

Обновлен перечень случаев, когда антимонопольный орган вправе не публиковать сведения о поступивших ходатайствах о даче согласия на осуществление сделки:

- в представленных документах содержится информация о лицах, в отношении которых введены санкции иностранным государством, и (или) о кредитной организации, отнесенной Законом о гособоронзаказе к уполномоченным банкам, и (или) о лицах, участвующих в выполнении гособоронзаказа при условии одновременного поступления с ходатайством заявления с подтверждающей эти факты информацией и реквизитами соответствующих документов;
- в представленных документах содержится информация о том, что осуществление сделки, иного действия предусмотрено или планируется предусмотреть актами Президента РФ или Правительства РФ с указанием реквизитов подтверждающих документов;
- если антимонопольный орган установил, что заявленную сделку/иное действие в отношении обществ осуществляет иностранный инвестор, группа лиц, в которую он входит; выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем в такой сделке выступает иностранный инвестор;
- если сделка/иное действие подлежат предварительному согласованию по Закону о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества по ст. 6 Закона об иностранных инвестициях в РФ или по ПП РФ от 06.03.2022 № 295.

Суд США приостановил сделку Microsoft с Activision

По ходатайству Федеральной торговой комиссии США (FTC) суд заблокировал сделку по приобретению Activision Blizzard корпорацией Microsoft. Регулятор опасается, что заключение сделки грозит снижением конкуренции на рынке США.

По мнению суда, временная блокировка сделки необходима для сохранения статус-кво, пока жалоба FTC находится на рассмотрении.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
19.06.2023