Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 130

03.04.2023

Дайджест по антимонопольной практике № 130

Позиция КС РФ о возможности расширения антикартельного иммунитета для группы лиц, обвинение Microsoft в антиконкурентной практике в сфере облачных вычислений и мнение японского регулятора по сделке Microsoft с Activision.

КС РФ о возможности расширения антикартельного иммунитета для группы лиц

АО «Специализированный застройщик «Кошелев-проект Самара» и АО «Кошелев-проект» были признаны виновными за заключение картельного соглашения на торгах и привлечены к ответственности.

ФАС России пришла к выводу, что заявители не вели между собой конкурентную борьбу, а их совместное участие в аукционах имело целью поддержание наиболее выгодной цены контрактов.

Оспаривая решения антимонопольного органа заявители указывали, что входят в одну группу лиц, поэтому фактически и юридически конкурентами не являются.

Суды данный довод отклонили, отметив, что в ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции перечень категорий субъектов, подпадающих под антикартельный иммунитет, является исчерпывающим и расширительному истолкованию не подлежит.

Тогда заявители обратились в КС РФ с жалобами на неконституционность ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции указав, что нормы допускают контроль хозяйствующих субъектов по формальным признакам и позволяют выявлять антимонопольные нарушения без исследования фактических обстоятельств.

Позиция КС РФ:

- установление запрета картеля на торгах преследует конституционно одобряемые цели, поскольку осуществление сделок на торгах имеет особое значение для поддержания и защиты конкуренции;
- законодатель не может вводить исключения для отдельных случаев проведения торгов – устанавливать специальные правила для участников и самой процедуры, а также иные особенности, снижающие уровень состязательности; между тем, такие исключения должны быть предусмотрены в законе или в соответствии с ним ясно и недвусмысленно.
- предоставление картельных иммунитетов законодатель связывает с установлением двух квалифицирующих признаков: вхождение хозяйствующих субъектов в одну группу лиц и нахождение субъектов под контролем одного лица;
- определение контроля требует соответствия нормативно установленным критериям и, тем самым, обеспечивает очевидность наличия контроля;
- дифференциация хозяйствующих субъектов на основе критерия наличия контроля не может рассматриваться как произвольная и дискриминационная, поскольку хотя нахождение в одной группе и предполагает возможность влияния ее участников на решения друг друга, однако такое влияние может и не достигать той степени, которая позволяет определять решения одного лица как контроль над другим;
- расширительное толкование контроля позволяло бы имитировать существование контроля созданием указывающих на него фиктивных признаков и использовать в дальнейшем предполагаемый фактический контроль для преодоления запрета картельных соглашений на торгах;
-  из конституционных требований защиты свободы экономической деятельности не вытекает обязанность государства легитимировать такие формы фактического контроля посредством предоставления группе лиц антикартельного иммунитета, однако, это не исключает возможности законодателя отменить или редуцировать запрет на картельные соглашения, расширить сферу применения иммунитетов.

КС РФ отметил, что ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции соответствует Конституции РФ – по смыслу данной нормы условием, при котором запрет картеля не распространяется на соглашения участников торгов, признаются исключительно установленные ею признаки контроля одного хозяйствующего субъекта в отношении другого или одного лица в отношении хозяйствующих субъектов.

Кроме того, для субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих признакам контроля, совместное неконкурентное участие в торгах не является единственно возможной реализацией свободы экономической деятельности, поэтому нераспространение на них антикартельного иммунитета не является дискриминацией.

Google обвинил Microsoft в антиконкурентной практике в сфере облачных вычислений

Google обратилась с жалобой к регулятору ЕС на антиконкурентное поведение Microsoft, т.к. считает, что продукты компании создают препятствия в части использования облачных сервисов других провайдеров. Google призвала регулятора внимательно изучить эту проблему.

Google заявляет, что Microsoft используют своё доминирующее положение в локальном бизнесе, а также в Office 365 и Windows, чтобы связать облачный сервис Azure и иные облачные сервисы, не оставив клиентам возможность выбора. Многие клиенты высказывают недовольство ценовыми и лицензионными ограничениями, которые препятствуют выбору сторонних поставщиков.

Microsoft, в свою очередь, отметила, что занимает вторую позицию на рынке облачных сервисов с долей более 20 %. Компания предложила изменить свою практику облачных вычислений в рамках сделки с несколькими более мелкими конкурентами, которые приостановили предъявление своих антимонопольных исков.

Еврокомиссия пока не прокомментировала данную ситуацию.

Японский регулятор признал сделку Microsoft с Activision законной

Японское антимонопольное управление заявило, что слияние Microsoft и Activision Blizzard не ограничит конкуренцию и уведомило компании, что не будет издавать приказ о необходимости прекращения процессов, направленных на заключение сделки.

Напомним, ранее британский регулятор обновил свои выводы относительно данной сделки, отметив, что она не приведет к существенному уменьшению конкуренции на рынке консольных игр в Великобритании (с более подробным комментарием можно ознакомиться в прошлом выпуске еженедельного дайджеста).

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
03.04.2023