Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 155

20.09.2023

Дайджест по договорным отношениям № 155

Поставщики обязаны поставлять товары по параллельному импорту. СВО и санкции не освобождают от ответственности за непоставку зарубежных товаров. На что стоит обратить внимание бизнесу.

Буквально в прошлом выпуске Дайджеста по договорным отношениям № 154 мы рассказывали о деле, в котором суд отказался взыскивать убытки, связанные с уходом британской компании Shell с российского рынка, с одного российского юрлица в пользу другого. Однако, практика стремительно меняется.

Дело № 1

Фабула: конструкторское бюро обратилось с иском к торговому дому о взыскании более 17 тысяч евро неустойки, ссылаясь на то, что ответчик не поставил истцу электропогрузчик Hyster (Великобритания). Договор стороны заключили в октябре 2021, а исполнение предполагалось до июня 2022.

Ситуация типичная, в связи с известными событиями дилер не поставил товар продавцу, а тот не поставил его покупателю. Решение суда первой инстанции тоже типичное, известные события были признаны судом чрезвычайными и непредотвратимыми, и в иске было отказано. Суд также учел, что ответчик инициировал поставку аналогичного товара, однако, истец не согласился ввиду увеличения его стоимости, что было подтверждено перепиской с инженером истца.

Между тем, 13ААС принял диаметрально противоположное решение, исковые требования полностью удовлетворены. Основные выводы:

1) Суд может не признать СВО и санкции в качестве обстоятельств непреодолимой силы и отклонить справки, свидетельства, сертификаты ТПП РФ.

2) Если товар подпадает под приказ Минпромторга № 1532 (как продукция Hyster), то он должен быть поставлен по параллельному импорту.

3) Нарушение обязательств со стороны официального дилера не освобождает поставщика от ответственности за непоставку зарубежного товара.

4) Предложение о поставке аналогичного товара должно быть официальным и направлено по адресу, указанному в договоре. Переговоры о поставке аналогичного товара должны вести полномочные представители сторон.

Сейчас дело находится на рассмотрении кассационного суда, узнать, изменится ли эта позиция, можно по ссылке.

Дело № 2

Фабула: одно общество обратилось с иском к другому о взыскании более 16 тысяч евро пени за непоставку катализатора Purolite (Великобритания). Договор поставки заключен в марте 2022 со сроком поставки до июня 2022. Причина непоставки аналогична предыдущему кейсу.

Тем не менее, в этом случае суды трех инстанций были солидарны, исковые требования удовлетворены. Позиции судов:

- Заключая договор после даты введения санкций ЕС 25.02.2022, поставщик осознает наличие уже введенных запретов и ухудшающуюся экономическую ситуацию в торговых контактах с недружественными странами.

- Возможность поставки товара по параллельному импорту нивелирует признание СВО и санкций в качестве чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, позволяющих требовать освобождения от ответственности.

- Непредставление справки ТПП РФ также свидетельствует о не подтверждении обстоятельств непреодолимой силы.

- Если поставщик не обратился в суд с требованием об изменении условий договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), то товар должен быть поставлен по цене договора. Невыгодность, убыточность сделки для поставщика после введения санкций – это его предпринимательский риск.

Ответчиком подана кассационная жалоба в Верховный Суд, узнать, будет ли дело пересмотрено, можно по ссылке.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
20.09.2023