Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 172

22.11.2024

Дайджест по судебной практике № 172

Сегодня рассмотрим законопроект о правопреемстве в исполнительном производстве, кейс ВС о соблюдении права преимущественной покупки ЗУ с/х назначения при отступном и позицию КС об определении территориальной подсудности жалоб по административным делам.

Упрощение порядка правопреемства в исполнительном производстве

Сенаторы СФ и депутаты ГД внесли в Госдуму законопроект, упрощающий порядок правопреемства в исполнительном производстве.

Согласно действующему законодательству, вопрос о правопреемстве в исполнительном производстве подлежит разрешению судом.

Изменениями предлагается наделить судебного пристава правом самостоятельно на основании правоустанавливающих документов производить правопреемство в случае выбытия стороны в связи с реорганизацией в форме слияния/присоединения/преобразования.

В пояснительной записке отмечается, что, несмотря на «технический» характер процедуры замены стороны, она нагружает суды из-за множества вариантов выбытия стороны из исполнительного производства. Изменения поспособствуют сокращению издержек всех сторон производства, снижению нагрузки на суды и судебных приставов.

Требуется ли согласие сособственников для предоставления доли в праве в качестве отступного?

Между ИП (глава КФХ) и Гражданином был заключен договор займа. В связи с просрочкой возврата долга, стороны договорились об отступном в виде передачи ИП 2/4 доли в праве общей долевой собственности на ЗУ с/х назначения. Стороны обратились в Росреестр для регистрации перехода права собственности, однако Росреестр отказал, т.к. не были предоставлены документы, подтверждающие отказ других собственников от покупки доли, а также сведения об их извещении об отчуждении доли.

Суды первой и апелляционной инстанции встали на сторону Росреестра.

Кассация акты отменила, указала, что недвижимость в качестве отступного считается предоставленной кредитору только после гос. регистрации, а до этого лицо, обладающее преимущественным правом покупки, лишено возможности воспользоваться надлежащим средством защиты (обращение в суд с иском о переводе прав и обязанностей покупателя).

Позиция ВС:

- в сфере оборота с/х земель при наличии более 5 сособственников нет жесткого контроля таких собственников над ЗУ при условии сохранения целевого использования земли, но при меньшем количестве собственников (как в данном споре) презюмируется наличие между ними более тесных связей;
- в настоящем деле сособственников ЗУ было меньше 5, поэтому к спору применяются общие нормы ГК и не распространяется обязанность извещать других собственников об отчуждении доли другому члену КФХ, использующему ЗУ (п. 2 ст. 12 Закон о землях с/х);
- передача имущества в собственность по отступному в обмен на получение денег по договору займа является распоряжением имуществом в виде возмездного отчуждения, что влечет появление права на преимущественное приобретение доли;
- нарушение преимущественного права покупки влечет возникновение самостоятельного способа защиты права (обращение с иском в суд о переводе прав покупателя), но при этом сделка является действительной;
- при проведении гос. регистрации Росреестр проверяет документы и законность сделки; гос. регистрация прав приостанавливается если не представлены необходимые документы, если форма/содержание документа не соответствуют требованиям закона;
- при заключении соглашения об отступном подлежат установлению обстоятельства, связанные с соблюдением преимущественных прав иных сособственников;
- т.к. на гос. регистрацию перехода права стороны не представили документы, подтверждающие отказ остальных сособственников от покупки доли и сведения об извещении об отчуждении доли, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали решение Росреестра законным.

Постановление кассации отменено, акты первой инстанции и апелляции оставлены в силе.

КС РФ о подсудности дел об административных правонарушениях

Со склада ООО «Вайлдберриз» (ООО) в Московской области к складу в Санкт-Петербурге отправился грузовой автомобиль. Однако у места назначения водители попали в ДТП; был составлен акт о несчастном случае, из которого следовало, что водители были отправлены в рейс без прохождения предрейсового мед. осмотра.

Инспектор гос. инспекция труда (ГИТ) г. Санкт-Петербурга признал ООО виновным в правонарушении (ч. 3 ст. 5.27 КоАП), что было обжаловано в районный суд г. Санкт-Петербурга.

Районный суд г. Санкт-Петербурга считал, что дело подсудно районному суду в Московской области, по месту допуска водителей к исполнению трудовых обязанностей.

Районный суд в Московской области, наоборот, посчитал, что дело подсудно районному суду г. Санкт-Петербурга: жалобы на постановление должностного лица рассматриваются по месту вынесения постановления ГИТ.

После еще нескольких направлений дела друг другу районный суд в Московской области направил запрос в КС – п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП не позволяет однозначно определить подсудность по жалобам на постановления должностных лиц об адм. ответственности.

Позиция КС:

- право на судебную защиту путем рассмотрения дела судом означает, в т.ч., что такое разбирательство должно осуществляться не произвольным, а установленным законом судом;
- согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП постановление должностного лица по делу может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела;
- подведомственность рассмотрения жалоб на не вступившие в силу постановления и решения регулируется положениями главы 30 КоАП; согласно положениям этой главы, постановление должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий орган/вышестоящему должностному лицу/в суд по месту рассмотрения дела;
- в КоАП отсутствует определение понятия «место рассмотрения дела», но есть положения, определяющие разные места первичного рассмотрения дел, которые могли бы применяться и в рамках оспаривания постановлений, не вступивших в законную силу;
- судебная практика использует различные варианты толкования оспариваемой нормы, такое положение не отвечает конституционным критериям определённости, ясности и недвусмысленности правового регулирования; одного лишь нарушения требования определенности нормы может быть достаточно для признания ее неконституционной.

КС указал законодателю внести необходимые изменения для надлежащего определения территориальной подсудности по жалобам на постановления должностных лиц по КоАП.

До внесения поправок действует следующий порядок: жалоба на не вступившее в законную силу постановление должностного лица по КоАП должна рассматриваться судом по месту нахождения должностного лица, вынесшего указанное постановление (искл. – ч. 3 ст. 28.6 КоАП, жалоба на эти правонарушения рассматривается по месту их совершения).

КС указал, что дело по существу обязан рассмотреть районный суд в Московской области: перенаправление дела обязывает суд принять жалобу, даже если выяснится неподсудность.

Авторы: Александра Шрамко, Маргарита Калинина. 
22.11.2024