Аналитика и новости

Дайджест по закупкам № 73

13.08.2024

Дайджест по закупкам № 73

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящён следующим темам:

Унификация национального режима в закупках (Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ)

Согласно тексту Федерального закона от 08.08.2027 № 318-ФЗ иностранным товарам, работам и услугам (далее – ТРУ) предоставляются равные условия участия в закупках с ТРУ российского происхождения.

Правительство РФ вправе установить:

- запрет закупок иностранных ТРУ (далее – запрет);
- ограничение закупок иностранных ТРУ, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения (далее – ограничения);
- преимущество в отношении российских ТРУ (далее – преимущество).

Кроме того, Правительство РФ определяет информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара.

В случае установления запрета не допускается заключение контракта (договора) на поставку иностранного товара либо выполнение работ, оказание услуг иностранным лицом. При установлении ограничения применяется механизм «второй лишний». Преимущество предоставляется путем снижения на 15% ценового предложения, поданного российским участником, в том числе предлагающим к поставке отечественный товар.

Перечисленные выше изменения будут применены к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС с 01.01.2025.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с указанными требованиями, утверждены и размещены в ЕИС также до 01.01.2025. Типовые положения о закупке должны быть актуализированы до 01.12.2024.

Можно ли списать неустойки, если заказчик удержал её из оплаты по контракту? (Закон № 44-ФЗ)

Специалисты Минфин России в своём письме от 15.07.2024 № 24-06-09/65733 сообщили, что правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 не применяются к контрактам по которым суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) были удержаны из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Является ли нарушением установление в документации о закупке критерия оценки о наличии безупречной репутации в течение 5 лет? (Закон № 223-ФЗ)

Заказчик объявил закупку на поставку мяса и мяса курицы замороженного и охлажденного для организации детского питания. Одним из критериев оценки была «деловая репутация» со значимостью 40%. Предметом оценки по данному критерию являлось отсутствие у участника закупки за пять лет до даты публикации извещения, сведения о которых размещены в ЕИС: фактов ненадлежащего исполнения контрактов (договоров) с начисленными неустойками (штрафами, пени), заключенных в соответствии с Законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ; выявленных нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в результате проверок контролирующих органов. При отсутствии негативных факторов участникам выставлялось 100 баллов, при наличии - 0 баллов.

Один из участников подал жалобу в антимонопольный орган на положения документации о закупке. Последний признал жалобу обоснованной. Заказчик нарушил ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

Не согласившись с решением контроллёров Заказчик подал исковое заявление.

Суды 3-х инстанций подержали Заказчика:

- в данном случае осуществлялась закупка мяса, мяса курицы замороженного и охлажденного для организации непрерывного и бесперебойного школьного питания школьных столовых, что обуславливает значимость выбора контрагента, который имеет безупречную деловую репутацию, который в ходе исполнения договоров по поставке продуктов для детского питания не допустит нарушения обязательств, и поставит продукцию, отвечающую всем санитарным и ветеринарным нормам без нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
- ненадлежащее исполнение контрактов (договоров) создает угрозу срыва непрерывного и бесперебойного питания школьников, а несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства при поставке рассматриваемых товаров может повлечь за собой угрозу жизни и здоровья детей.
- заказчик не лишен возможности обосновать минимальный срок оценки опыта участников закупки, в том числе по аналогии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Допускается оценка опыта продолжительностью до 5 лет, а сведения за период менее 5 лет непоказательны (с учётом периода проверок контролирующих органов 2022 года – июня 2023 года; ограничений, связанных с COVID-19 и отсутствием осуществления поставок продуктов питания в школьные столовые).

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 22.07.2024 по делу № А17-5904/2023

Автор: Ольга Жвирбля.
13.08.2024