Аналитика и новости

Дайдджест по антимонопольной практике № 142

24.07.2023

Дайдджест по антимонопольной практике № 142

Итоги первого полугодия по борьбе с картелями. Ужесточение административной ответственности на цифровых рынках.

ФАС России подвела итоги антикартельной деятельности за первое полугодие 2023 года

Служба установила рынки с наибольшим количеством выявленных картелей: дорожное хозяйство, охранные услуги, фармацевтика, строительство и социальное питание.

За I полугодие 2023 года ФАС России возбудила 139 дел по факту нарушения антикартельных запретов. Было вынесено 100 решений о нарушении антимонопольного законодательства в этой сфере.

Предварительно общая сумма незаконного извлеченного дохода участниками карателей составила 42 млрд рублей. Нарушения были установлены Службой и её территориальными управлениями в 46 регионах страны.

Также ФАС России были выявлены нарушения антикартельных запретов в рамках реализации следующих национальных проектов России: «Безопасные качественные дороги», «Жильё и городская среда», «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Культура» и «Экология».

Госдума приняла закон, уточняющий административную ответственность за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках, и нарушения, связанные с игнорированием предписаний антимонопольного органа.

Принятый проект (проект федерального закона № 160278-8) признает применение цифровых алгоритмов в картельных соглашениях отягчающим обстоятельством при привлечении к административной ответственности согласно КоАП РФ.

ФАС России объяснила, что необходимость принятия данного закона связана с ощутимым ростом количества правонарушений, где использовались цифровые алгоритмы при заключении и реализации антиконкурентных соглашений. Ужесточение ответственности за счёт нового отягчающего обстоятельства должно стать дополнительной превенцией коммерческим участникам рынка.

Также согласно проекту закона вводится удвоенный размер административного штрафа за повторное неисполнение предписания антимонопольного органа. Удвоенный штраф будет взиматься в том случае, если компания-нарушитель уже была привлечена к административной ответственности за неисполнение предписания ФАС России и не прекратила нарушение антимонопольного законодательства в установленные Службой сроки.

В настоящий момент максимальный размер административного штрафа за неисполнение предписания ведомства для юридических лиц составляет 500 тысяч руб. в соответствии с ч.2.1-2.3 ст. 19.5 КоАП РФ. По мнению ФАС РФ, столь незначительный размер административного штрафа никак не сдерживает противоправное поведение компаний, поскольку доход от монополистической деятельности значительно превышает размер штрафных санкций.

Служба считает, что принятый закон повысит эффективность мер антимонопольного контроля на цифровых рынках, а также защищенность прав и интересов участников рынка от монополистической деятельности за счёт ужесточения административной ответственности.

Антимонопольный регулятор США подал административный иск в суд, чтобы заблокировать приобретение компанией IQVIA своего конкурента Propel Media из-за угрозы повышенной концентрации программируемой рекламы в сфере здравоохранения.

Федеральная торговая комиссия США (ФТК США) требует запретить IQVIA Holdings Inc. (IQVIA), крупнейшему в мире поставщику данных о здравоохранении, приобретать компанию Propel Media, Inc. (PMI), утверждая в административном иске, что предполагаемое приобретение позволит IQVIA занять лидирующие позиции на рынке программируемой рекламы медицинских товаров, а именно рецептурных препаратов для врачей и других медицинских работников. Слияние также усилит стремление IQVIA к сокрытию ключевой информации, что не позволит конкурирующим компаниям и потенциальным участникам рынка эффективно конкурировать, утверждается в иске регулятора.

Компании Lasso Marketing, принадлежащая IQVIA, и DeepIntent, принадлежащая PMI, являются двумя из трех ведущих поставщиков программируемой рекламы, цифровых платформ спроса, которые специально ориентированы на медицинских работников, предлагая им рекламу фармацевтических препаратов и других товаров медицинского назначения. В административном иске ФТК США утверждается, что предлагаемая сделка устранит конкуренцию между Lasso и DeepIntent, что приведёт к росту цен и снижению качества и выбора продукции.

Конкуренция на этом рынке необходима для защиты пациентов от повышения цен на медицинские услуги, которое может произойти, если стоимость маркетинга медицинских товаров возрастет в результате снижения конкуренции. По мнению ФТС США, сделка также приведет к сокращению инноваций в этой развивающейся отрасли, что может нанести вред пациентам, поскольку не позволит врачам и другим медицинским работникам получать полную и достоверную информацию о медицинской продукции.

Будучи крупнейшим поставщиком данных о здравоохранении, IQVIA также играет уникальную и критически важную роль в программируемой рекламе, адресованной специалистам здравоохранения, поскольку контролирует ведущие данные об идентификации поставщиков и их поведении при назначении лекарств, что необходимо для конкурентоспособности платформ, ориентированных на спрос в сфере здравоохранения.

Авторы: Анна Акифьева, Егор Гусев.
24.07.2023