Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 156

27.09.2023

Дайджест по договорным отношениям № 156

?По какому адресу потребитель должен направить претензию продавцу? Поговорим о потребительском экстремизме

Покупатель обратился в суд с иском к «Связной» о взыскании стоимости дефектного Apple iPhone 11 PRO, расходов на оплату независимой экспертизы, неустойки за просрочку возврата средств, неустойки за невыполнение требований о возмещении убытков, потребительского штрафа, компенсации морального вреда. Причем стоимость некачественного айфона составила 85 тыс. руб., а размер исковых требований составил 1,4 млн. руб.

Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, взыскал почти 300 тыс. руб., снизив суммы штрафов, неустоек и компенсаций. Суд апелляционной инстанции снизил взыскиваемую сумму до 101 тыс. руб., отменив решение в части взыскания штрафа и неустоек. Суд округа и Верховный Суд согласились с апелляционным судом.

Суды решили, что потребитель направил претензию по адресу магазина, в котором был куплен айфон, а не на юридический адрес продавца, в связи с чем ответчик не имел возможности удовлетворить ее в добровольном порядке, следовательно, не должен уплачивать неустойки и штрафы, взыскиваемые потребителем.

Вообще вопрос ненадлежащего обращения потребителей с претензией все чаще возникает в судебной практике и до сих пор не решен однозначно.

Обычно потребители не видят разницы между адресами компании, но продавцы считают, что покупатели намеренно направляют претензии на неверный адрес, чтобы взыскать неустойку за отказ добровольного удовлетворения претензии в суде, называя это потребительским экстремизмом.

Например, в релевантном кейсе потребитель обратилась с такими же требованиями к «Мегафон» по поводу дефектного Apple iPhohe Xs. Суды исковые требования удовлетворили, в том числе взыскали штрафы и неустойки.

Ответчик также ссылался на то, что претензию по юридическому адресу не получил, следовательно, он от исполнения обязательств не уклонялся, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания неустойки и штрафа.

Однако суд кассационной инстанции отметил, что, адрес, по которому направлена претензия, является адресом заключения и исполнения договора купли-продажи, адресом торговой точки, где истец приобрел товар. Обязанности потребителя направлять претензию по месту нахождения юридического лица действующее законодательство не содержит.

В другом аналогичном деле по поводу некачественного ноутбука суды отклонили доводы ответчика о том, что истец направил претензию не на юридический адрес ответчика, а по месту торгового объекта, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от принятия мер по обеспечению получения почтовой корреспонденции, либо указания в документах, выдаваемых потребителю при приобретении товара, адреса для направления такой корреспонденции.

Но есть и отрицательная практика. К примеру, в деле, где покупательница приобрела некачественный ноутбук и направила претензию на адрес торгового цента, в котором располагался магазин, суды отказали ей во взыскании штрафных санкций.

- Суды отметили, что сведения о юридическом адресе ответчика можно было получить на вывеске торговой точки, в уголке потребителя, в интернете, на сайте ФНС, в выписке из ЕГРЮЛ, или, в конце концов, на сайте ответчика или по телефону центра поддержки клиентов.

- В другом деле суд отказал потребительнице вообще во всех исковых требованиях за необоснованностью, она также направила претензию по адресу торговой точки, а суд указал, что юридический адрес ответчика можно было узнать в свободном доступе. Так чья же позиция правильная?

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
27.09.2023