Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 173

29.11.2024

Дайджест по судебной практике № 173

Обзор практики от ВС за 2024 год

Президиум ВС утвердил обзор судебной практики № 2,3 за 2024 год. Сегодня мы рассмотрим ключевые выводы по экономическим спорам, а также разъяснения по вопросам уплаты судебной гос. пошлины в связи с недавним ее повышением.

Ключевые позиции по экономическим спорам:

- при выявлении недостатков товара даже после истечения срока гарантии у покупателя сохраняются способы защиты права, указанные в нормах о некачественности товара (ст. 475 ГК), но только если такие недостатки были обнаружены и не устранены ранее во время гарантийного ремонта;
- если продавец заведомо поставил некачественный предмет лизинга, о невозможности использования которого он знал, то у лизингополучателя есть право требовать от него возмещения убытков в виде процентов, уплаченных по договору лизинга;
- изменение системы налогообложения у одной из сторон сделки не может служить основанием для изменения цены договора, т.к. изменение налогового режима имеет только публично-правовые последствия и не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных сделок;
- отсутствие хоз. субъекта в реестре МСП не может быть безусловным препятствием для отказа в имущественной поддержке – судам надлежит проверять критерии статуса МСП при рассмотрении споров;
- при преобразовании общества в ходе приватизации происходит универсальное правопреемство, в силу которого к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей, в т.ч. на недвижимость, в связи с чем право собственности на недвижимость возникает с момента гос. регистрации общества ЕГРЮЛ;
- измененный банком в одностороннем порядке размер комиссии за совершение операции не должен препятствовать проведению операций клиентом из-за своей величины (заградительный тариф); суды должны проверять такие условия на предмет соблюдения принципа разумности и добросовестности;
- проверка правильности реквизитов получателя средств осуществляется банком получателя таких средств, а обязательства банка плательщика считаются исполненными в момент зачисления денег на счет банка получателя;
- по спорам о безучётном потреблении энергии потребитель вправе доказывать фактический объем такого потребления, а не объем, определяемый иными способами (в т.ч. среднемесячный объем потребления);
- финансовый управляющий фактически становится законным представителем гражданина должника в деле о банкротстве, следовательно, он вправе получать документы такого лица с персональными данными третьих лиц (договоры) в том же объеме, что и сам гражданин;
- ЮЛ может быть привлечено к адм. ответственности наряду с его должностным лицом, если ЮЛ не приняло все зависящие от него меры по соблюдению КоАП, хотя оно и имело такую возможность.

Разъяснения по вопросам уплаты гос. пошлины:

- при решении вопроса об отсрочке/рассрочке/уменьшении/освобождении от оплаты гос. пошлины суд оценивает имущественное положение заявителя – необходимо установить объективную невозможность уплаты гос. пошлины в необходимом размере;
- имущественное положение плательщика может быть подтверждено, в т.ч., сведениями об отсутствии денег в необходимом размере на счетах, об общей сумме задолженностей, данными о ежемесячном обороте по счетам за 3 последних месяца, сведениями о доходах физ. лица;
- само по себе банкротство ЮЛ не рассматривается законом как основание для отсрочки/рассрочки/уменьшения/освобождения от оплаты гос. пошлины – ЮЛ обязано доказать затруднительность уплаты гос. пошлины;
- в ряде случаев освобождение от уплаты гос. пошлины предусмотрено только при обращении в суд первой инстанции, а обжалование решения суда облагается гос. пошлиной, однако по отдельным искам (пп. 11, 12 п. 1 ст. 333.35, пп. 1-4, 10, 17, 22 п. 1 ст. 333.36, пп. 4 п. 1 ст. 333.37 НК) истцы освобождаются от уплаты гос. пошлины в судах всех инстанций;
- если же заявитель был освобожден судом первой инстанции от уплаты гос. пошлины, то необходимо в каждой инстанции заявлять и обосновывать ходатайство об освобождении от оплаты гос. пошлины;
- гос. пошлина за подачу апелляционных жалоб на определения, принимаемые в приказном производстве, и кассационных жалоб на судебные приказы оплачивается в размере для «апелляции» (пп. 19 п. 1 ст. 333.19, пп. 19 п. 1 ст. 333.21 НК), а за кассационные жалобы на акты, принятые по указанным выше апелляционным жалобам, гос. пошлина уплачивается в размере для «кассации» (пп. 20 п. 1 ст. 333.19, пп. 20 п. 1 ст. 333.21 НК);
- при обращении в суд ИП гос. пошлина уплачивается в размере, установленном для физ. лиц;
- жалобы на определения кассационного суда общей юрисдикции/АС округа об оставлении кассационной жалобы без движения/о возвращении кассационной жалобы оплачиваются как за «кассацию» (пп. 20 п. 1 ст. 333.19, пп. 20 п. 1 ст. 333.21 НК).

Авторы: Александра Шрамко, Маргарита Калинина.
29.11.2024