Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 137

16.06.2023

Дайджест по судебной практике № 137

В этом выпуске рассмотрим новости из области исполнительного производства, касающиеся искусственного интеллекта и изменений в сроках окончания производств в отношении граждан-должников, а также изучим кейсы ВС РФ и КС РФ с участием страховщиков.

Искусственный интеллект в помощь приставу

ФССП сообщила, что в России ИИ-робот впервые без участия судебного пристава возбудил исполнительное производство в отношении должника. В ведомстве также отметили, что в перспективе на базе экспериментального отделения судебных приставов будет реализована работа по вынесению постановлений об окончании/прекращении/приостановлении производств, о взыскании исполнительского сбора и отмене ограничений без участия человека.

Напомним, что подобные автоматизированные действия в отношении вынесения процессуальных документов стали возможны благодаря ранее принятым поправкам в Закон об исполнительном производстве.

Надеемся, что цифровизация позволит оптимизировать исполнительные процедуры, снизит нагрузку на судебных приставов и положительно скажется на сроках и оперативности исполнительных производств.

Граждане-должники: срок завершения исполпроизводства хотят сократить

Госдума приняла законопроект, устанавливающий фиксированный срок окончания/прекращения исполнительных производств (ИП) в отношении граждан-должников. Теперь судебные приставы в течение 3 дней с момента наступления бесспорных оснований для окончания/прекращения ИП обязаны вынести соответствующее постановление.

Изменения направлены на совершенствование ИП: в частности, предусмотренный сейчас законом срок в 2 месяца, в течение которого приставу следует завершить ИП в отношении гражданина-должника, носит чрезмерный характер, особенно с учетом того, что правоприменительная практика показывает, что зачастую приставы затягивают сроки окончания ИП. В связи с наличием подобного длительного периода завершения ИП граждане, исполнив свои обязательства должника, могут находиться в этом статусе еще длительное время, что влечет нарушение их прав. В этот период судебные приставы могут продолжать удерживать половину доходов должника, а вернуть эти деньги можно только через суд, а также возможны ограничения при выезде из страны/при распоряжении своим имуществом, когда на него наложен арест, и т.д.

Как верно считать сроки давности по страховым спорам?

Страховщик не в полном объеме выплатил страхователю возмещение по ОСАГО. После предъявления претензии страховщик удовлетворил требования частично.

Затем страхователь уступил право требования другому лицу, и уже цессионарий обратился с новой жалобой к финомбудсмену, который обязал страховщика выплатить часть недостающего возмещения и неустойки, а в выплате расходов отказал.

Тогда цессионарий обратился в суд, где требования удовлетворены частично, а по остальным требованиям указано на истечение срока давности: 3-летний срок начал течь со дня, когда правопредшественник узнал о неполной выплате возмещения (с 2018 г.), а с учетом приостановления срока на период рассмотрения претензии и обращения к финомбудсмену срок давности истек в 2021 г. (за 18 дней до обращения с иском).

Апелляция и кассация согласились.

ВС РФ отправил дело на пересмотр:

- срок давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни/здоровью/имуществу других лиц, составляет 3 года;
- если стороны прибегли к процедуре разрешения спора во внесудебном порядке, то течение срока давности приостанавливается на срок, установленный для проведения этой процедуры, а при его отсутствии – на 6 месяцев со дня начала такой процедуры;
- применительно к требованиям к страховым организациям об осуществлении возмещения по ОСАГО предусмотрено обязательное обращение потребителя финансовых услуг к страховщику с заявлением;
- важно, что потребитель может обратиться в суд с требованием из договора ОСАГО только после обращения к финомбудсмену, а в законе о финансовом уполномоченном установлена целая процедура его рассмотрения (решение вступает в силу через 10 дней после даты его подписания, а далее — срок на добровольное исполнение решения; в течение 10 дней после вступления в силу решение может оспорить финорганизация, а в течение 30 дней – потребитель);
- в данном деле суды ошибочно исчислили сроки давности: они не учли вышеуказанные особенности процедуры рассмотрения финомбудсменом обращения потребителя, и исходили только лишь из даты принятия решения по обращению потребителя, оставив без внимания сроки его исполнения и обжалования.

Незаконные действия арбитражного управляющего: как его страховщику участвовать в таких спорах?

Страховщик застраховал ответственность арбитражного управляющего (АУ), утвержденного в деле о банкротстве. Позднее суд установил ненадлежащее исполнение АУ обязанностей и признал его действия незаконными. В связи с тем, что требования о взыскании с АУ причиненных убытков не предъявлялись, страховая организация в судах не смогла оспорить вышеуказанное решение, т.к. в силу п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве не является участником процесса по делу о банкротстве.

Далее страховая организация обратилась в КС РФ о проверке п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве – норма не позволяет страховщику участвовать в обособленных спорах о признании незаконными действий АУ, хотя от исхода таких дел зависит его обязанность по выплате страхового возмещения.

КС РФ не признал норму неконституционной, но дал ряд важных разъяснений, на основании которых дело подлежит пересмотру:

- в п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве указаны лица, которые могут участвовать в деле о банкротстве, но страховая организация в перечне не упомянута;
- цель страхования ответственности АУ – предоставление имущественной защиты в банкротстве (страховщик обязан при наличии решения суда о наступлении ответственности АУ произвести выплату в пользу выгодоприобретателя);
- в силу позиций КС РФ защита прав, включая судебную, – это не только право лица обратиться в суд/юрисдикционный орган, но и возможность пользоваться теми полномочиями участника разбирательства, которые предоставляет закон;
- юридическая природа обязанности страховщика по выплате возмещения обусловливает необходимость предоставления этой страховой организации возможности участвовать в суде по жалобам на неисполнение/ненадлежащее исполнение АУ его обязанностей, в т.ч. когда требование о возмещении убытков не предъявлено, но может быть предъявлено позднее;
- предусмотренный законом механизм реализации права на участие в обособленном споре с учетом его применения судебными органами создает неопределенность правового положения страховщика в случаях, когда требование об убытках к АУ не заявляется: страховщик не является участником дела о банкротстве и не поименован в числе лиц, которые вправе участвовать в процессе – именно этим зачастую и обусловлен отказ судов в удовлетворении требований страховщиков о привлечении их к участию в подобных спорах, и в этой связи страховщики не могут пользоваться процессуальными правами;
- в споре об оспаривании действий/бездействия АУ, когда требование о взыскании с него убытков не предъявлялось, но обстоятельства их причинения и размер установлены, данные факты обретают преюдициальное значение – в таких случаях страховщика по договору страхования с АУ нельзя лишать права на участие в обособленном споре.

КС РФ отметил, что п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве не предполагает отказа в предоставлении заинтересованному страховщику возможности участвовать в процессе по жалобам на АУ, в т.ч. когда одновременно с данным требованием не предъявлено требование о возмещении убытков.

Авторы: Дарья Лазарева, Александра Шрамко.
16.06.2023