Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 126

06.03.2023

Дайджест по антимонопольной практике № 126

Законопроект ФАС России о внесении изменений в Закон о рекламе, отзыв ЕС претензий в отношении Apple по делу об ограничении конкуренции в области стриминговых музыкальных приложений и наложение индийским регулятором штрафа на Amazon Pay.

Внесение изменений в Закон о рекламе

ФАС России разработала законопроект о внесении изменений в Закон о рекламе, которым предлагается следующее:

- исключение из сферы действия Закона о рекламе информации о товаре/продавце/производителе, размещенной на сайте агрегатора или на сайте такого товара, его производителя/продавца, не имеющей в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющейся социальной рекламой, а также выдачи поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.);

Исключение обусловлено тем, что сведения о деятельности организации, об оказываемых ей услугах/продаваемых товарах не преследуют цели, связанной с рекламой, а предназначены для информирования о хозяйственной деятельности, а также об ассортименте товаров и условиях их приобретения. Сайты-агрегаторы содержат однородный перечень товаров/услуг, который отображается исходя из результатов обработки запросов пользователя, указанная информация также не является рекламой, т.к. не формирует интерес к какому-либо конкретному товару и преследует исключительно справочно-информационные цели. Выдача поисковой системой перечня гиперссылок не является рекламой, т.к. выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.

- введение механизма получения согласия пользователей мессенджеров на получение рекламы, распространяемой посредством передачи коротких текстовых сообщений;

На данный момент в Законе о рекламе нет запрета по распространению рекламы указанным способом. Учитывая рост пользователей мессенджеров, увеличилась и доля рекламы, при этом рассылка рекламы через мессенджеры носит массовый характер, о чем свидетельствуют жалобы граждан. Регулирование в части необходимости получения предварительного согласия пользователей мессенджеров на получение ими рекламы позволит устранить правовую неопределенность и будет способствовать защите прав потребителей от получения нежелательной рекламы.

- установление минимального временного промежутка демонстрации предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя в его рекламе в радиопрограммах (длительность – не менее 3 секунд), ТВ-программах и при кино- и видеообслуживании (длительность – не менее 5 секунд). Такому предупреждению должно быть отведено не менее 7% площади кадра (сейчас данные требования в законе отсутствуют).

ЕС отзывает претензии против Apple

Еврокомиссия опубликовала заявление о возражениях относительно антимонопольного дела против Apple о злоупотреблении доминирующим положением в части навязывания технологии оплаты покупок в приложении разработчикам приложений для передачи музыки («обязательство IAP») и ограничения возможности разработчикам информировать пользователей iPhone и iPad об альтернативных услугах по подписке на музыку.

В заявлении Комиссия пояснила, что теперь не рассматривает дело с точки зрения законности обязательств IAP, а фокусируется на договорных ограничениях, которые Apple наложила на разработчиков приложений. Вместе с тем, отмечается, что Комиссия по-прежнему придерживается мнения, что обязательства Apple являются недобросовестной торговлей, наносят ущерб пользователям сервисов на устройствах Apple и негативно влияют на интересы разработчиков приложений, ограничивая выбор потребителей.

Индийский регулятор оштрафовал Amazon Pay

Резервный банк Индии (RBI) оштрафовал Amazon Pay (India) за несоблюдение положений, касающихся предоплаченных платежных инструментов (PPI) и направления «Знай своего клиента» (KYC).

Компания не соответствовала требованиям KYC, в связи с чем ей было выдано уведомление с рекомендацией указать причину, по которой не следует налагать штраф. Рассмотрев ответ, RBI пришел к выводу, что обвинение в несоблюдении указаний RBI было обоснованным и оправдывало наложение денежного штрафа.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
06.03.2023