Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 153

06.09.2023

Дайджест по договорным отношениям № 153

Покупателю снова отказали в покупке вещей из ЦУМ

В Дайджесте по договорным отношениям № 146 мы рассказывали о кейсе, где покупатель, воспользовавшись техническим сбоем на сайте ЦУМ, закупил 19 позиций стоимостью от 19 до 129 рублей. Естественно, ЦУМ аннулировал заказ, вернул деньги покупателю, и последний пошел в суд требовать исполнения.

Суды решили, что истец злоупотребил своим правом, поскольку не мог не знать о реальных ценах на брендовые вещи, а ответчик заключил договор автоматически под влиянием заблуждения, следовательно, договор является недействительным.

Верховный Суд не согласился – суды должны были установить причину технического сбоя, признать договор заключенным и определить, по какой цене он должен быть исполнен. Покупатель, в свою очередь, мог подумать, что магазин проводит акцию, злоупотребления в его действиях нет.

Предполагалось, что устоится практика, при которой продавец обязан исполнить договор на заявленных условиях вопреки предыдущей практике (например, в известном деле против ТД «Эксмо» покупателю было отказано в передаче книг, купленных по супернизкой цене на OZON из-за технической ошибки). Однако недавно покупатель проиграл дело при новом рассмотрении в первой инстанции, несмотря на определение ВС. С решением можно будет ознакомиться по ссылке.

Суд против OZON по поводу чая Greenfield с мелиссой

Схожее дело тоже дошло до Верховного Суда. На этот раз покупатель приобрел чай Greenfield на OZON за 89 рублей, но магазин аннулировал заказ и вернул деньги, тогда покупатель заявил потребительский иск.

Суды удовлетворили иск частично, признали недействительным условие продажи товара для физических лиц об аннулировании заказа продавцом и OZON, взыскали в пользу потребителя 500 рублей компенсации морального вреда и 250 рублей штрафа.

В удовлетворении требования о передаче товара и взыскании неустойки за нарушение срока передачи суды отказали, поскольку покупателю вернулись деньги за товар. Именно это и обжаловал истец в Верховном Суде и, по всей видимости, накануне выиграл дело. С судебным актом можно будет ознакомиться по ссылке.

Потребительский штраф за CHERY платит продавец

Еще одно актуальное дело по иску потребителя и не только. Покупатель отсудил у дилера 1,3 млн. рублей убытков, 333 тыс. рублей штрафа, 5 тыс. рублей компенсации морального вреда, 12,5 тыс. рублей расходов на проведение экспертизы в связи с покупкой CHERY. Судом было установлено, что авто имеет многочисленные недостатки лакокрасочного покрытия.

В связи с указанным, дилер предъявил требование к дистрибьютеру о компенсации взысканной с него суммы в качестве убытков, ссылаясь на производственный характер недостатков.

Суды иск удовлетворили, решив, что дистрибьютер имеет гарантийные обязательства перед дилером, следовательно, он обязан компенсировать дилеру расходы, связанные с возвратом ему потребителем автомобиля с недостатками.

В кассационной жалобе дистрибьютер указал, что суды расширительно истолковали гарантийную политику, кассатор не обязан оплачивать дополнительные издержки сверх стоимости авто, их должен нести продавец. Верховный Суд рассмотрит дело 27 сентября.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
06.09.2023