Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 129

15.03.2023

Дайджест по договорным отношениям № 129

В новом обзоре расскажем Вам о двух интересных кейсах Верховного Суда:

ВС истолковал соглашения о компенсации убытков как договор подряда

Фабула дела: Лечебный центр заключил с обществом «Мосгаз» соглашение, на основании которого общество «Мосгаз» ликвидирует принадлежащие ему инженерные сети в зоне производства работ Лечебного центра, за что последний произведет денежную компенсацию. Окончательную стоимость работ стороны определили примерно в 60 млн. руб.

После выполнения работ общество «Мосгаз» обратилось в суд за взысканием стоимости, определенной по соглашению. Лечебный центр, в свою очередь, возражал против выплаты на том основании, что фактически расходы общества на производство работ составили 25 млн. руб. Общество полагало, что цена соглашения была твердой, а центр, что примерной.

Суды трех инстанций исковые требования удовлетворили, однако, Верховный Суд с выводами нижестоящих инстанций не согласился.

Экономколлегия указала, что суды неправильно истолковали спорное соглашения за счет двусмысленности его формулировок. Судам надо было применить нормы о договоре подряда с условием об оплате выполненных работ исходя из фактических затрат на их выполнение. Таким образом, дело направлено на пересмотр.

ВС разобрался в деле, где суды были против трех (!) строительных экспертиз

Фабула дела: управляющая организация обратилась в суд с иском к застройщику об устранении недостатков в многоквартирных домах, квартиры в которых приобретались дольщиками по ДДУ.

По делу было проведено три судебных экспертизы (основная и дополнительная в первой инстанции и еще одна в апелляции, причем в другом экспертном учреждении). Согласно единогласным выводам экспертов значительная часть выявленных недостатков является следствием нарушений при строительстве действующих СНиП и ГОСТ.

- Руководствуясь экспертными заключениями, суд апелляционной инстанции поддержал истца, однако, суд кассационной инстанции оставил в силе решение, в котором суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на недоказанность истцом вины ответчика.

Верховный Суд напомнил, что обязанность доказывания отсутствия вины в рамках гарантийных обязательств лежала на ответчике (застройщике), а не на истце, неверное распределение бремени доказывания привело к неправильному разрешению спора. Суд так и не смог установить, почему суд округа проигнорировал три экспертизы и не обосновал своих выводов. В результате постановление апелляции оставлено в силе.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
15.03.2023