Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 208

02.12.2024

Дайджест по антимонопольной практике № 208

Новеллы законопроектной деятельности в сфере конкуренции.

Член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Евгений Федоров предложил ввести дополнительный государственный контроль за иностранными инвестициями в алкогольную отрасль.

Согласно законопроекту № 761881-8, предлагается дополнить статью 6 Федерального закона № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», расширив исчерпывающий перечень деятельности, которая имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности.

Согласно законопроекту, сделки иностранных инвесторов в алкогольную отрасль будут подлежать предварительному согласованию.

В соответствии с пояснительной запиской, подобная инициатива обоснована критерием поступления в федеральный бюджет доходов от акцизов на алкогольную продукцию в размере 472,5 миллиардов рублей.

При этом, инициаторы законопроекта отмечают, что доходы бюджета от продажи только водки составляют более половины всех налоговых доходов государства от алкогольной продукции, а именно 240 миллиардов рублей.

Согласно пояснительной записке, подобная инициатива позволит обеспечить прозрачную деятельность алкогольной отрасли, а также обеспечит стабильность производства на данном рынке.

Однако из законопроекта, а также пояснительной записки к нему, не следует как производство алкогольной продукции влияет на оборону и безопасность государства в понимании Закона № 57-ФЗ.

ФАС России подготовила законопроект, ужесточающий штрафные санкции за непредставление ходатайств об осуществлении сделок

Напомним, что согласно действующим правилам Закона «О защите конкуренции», для осуществления сделок экономической концентрации с установленными ценовыми пороговыми значениями, требуется предварительное согласие ФАС России.

Данный институт служит сдерживающим фактором недопущения создания монопольных и олигопольных рынков, а также направлен на повышение уровня конкуренции на товарных рынках.

Ответственность за несвоевременное представление в антимонопольную службу ходатайств об осуществлении сделок или представление ходатайств с заведомо недостоверными сведениями или нарушение порядка их подачи предусмотрена частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.

Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа:

- На граждан - от 1 500 рублей до 2 500 рублей;
- На должностных лиц - от 15 000 рублей до 20 000 рублей;
- На юридических лиц - от 300 000 рублей до 500 000 рублей.

Согласно проекту изменений в КоАП РФ административная ответственность составит следующие значения:

- Для граждан – от 30 000 до 50 000 рублей;
- Для должностных лиц – от 70 000 до 100 000 рублей;
- Для юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 рублей;

По нашему представлению, подобная административная мера инициирована как следствие уже вступившего в законную силу Федерального закона, предусматривающего с 1 января 2025 года повышение размера пошлины за рассмотрение ходатайств по сделкам экономической концентрации с 35 тысяч рублей до 400 тысяч рублей.

То есть, сложившаяся ситуация демонстрирует следующий парадокс: за направление в ФАС России ходатайства о предварительном получении согласия на осуществление сделки компаниям придется заплатить сумму, которая сейчас превышает размер административного штрафа за ее отсутствие.

В случае непринятия законопроекта, подобная практика будет нивелировать важность контроля за экономической концентрацией и будет способствовать злоупотреблению со стороны хозяйствующих субъектов.

Авторы: Анна Акифьева, Наталия Стрелкова.
02.12.2024