Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 111

24.10.2022

Дайджест по антимонопольной практике № 111

Жалоба маркетплейсов на ценовую политику HH, злоупотребление Amazon алгоритмом «Buy Box» и изучение FTC практики дебетовых транзакций Visa и Mastercard.

Жалоба маркетплейсов на ценовую политику HH

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, в которую входят Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и др.) пожаловалась в ФАС России на HeadHunter (HH) за необоснованный рост цен на услуги.

АКИТ считает, что HH является крупнейшим рекрутинговым сервисом в России, который может оказывать влияние на ценообразование на своем рынке. Так с марта 2020 года HH повысил стоимость публикации вакансии по тарифу в пакете на 1 тыс. объявлений с 85 руб., до 340 руб. за единицу. Ассоциация просит регулятора признать действия HH злоупотреблением доминирующим положением и выдать предписание об устранении нарушений. В свою очередь, HH расчеты АКИТ опроверг. По его данным публикация по стандартному тарифу с марта 2020 года подорожала только на 10%. А по данным отчетности в 2021 году выручка выросла на 92,8%, до 15,96 млрд руб., чистая прибыль – на 191,3%, до 5,49 млрд руб.

На данный момент ФАС России рассматривает жалобу АКИТ. Учитывая позиции сторон, потребуется экономический анализ рынка. Будем следить за развитием дела.

ФАС России разрешила не маркировать рекламу в Telegram

В сентябре 2022 года вступил в силу закон о рекламе в Интернете, который обязал компании маркировать все виды интернет-рекламы и подавать сведения о ней в Роскомнадзор. Ассоциация блогеров и агентств (АБА) направила в адрес ФАС России запрос с вопросом о необходимости маркировки рекламной интеграции в YouTube и Telegram. В ведомстве ответили, что правило о маркировке решено не распространять на публикации в Telegram, т.к. это мессенджер, при этом необходимость маркировки рекламы на YouTube сохраняется.

По словам АБА ответ ФАС России противоречит опубликованным ранее требованиям Роскомнадзора о маркировке, в связи с чем готовит уточняющие запросы в ведомства.

Изучение FTC практики дебетовых транзакций Visa и Mastercard

Федеральная торговая комиссия (FTC) подозревает Visa и Mastercard в злоупотреблении положением и ограничении конкуренции при проведении онлайн-платежей. Комиссия полагает, что платежные операторы намеренно блокируют проведение операций через альтернативные платежные системы.

Сейчас регулятор изучает вопрос ограничения Visa и Mastercard объема информации, которую они отправляют при перемещении онлайн-платежа по другой сети, а также исследует проблему ограничения операторами выбора маршрута после того, как потребители сохранили информацию о дебетовой карте в приложениях/на веб-сайтах.

Отметим, что Конгресс США недавно предложил законопроект о конкуренции кредитных карт (CCCA), который призван ослабить рыночную власть двух эмитентов карт. В случае принятия закона, банки будут обязаны предлагать своим клиентам еще одну альтернативную платежную систему – помимо Visa и Mastercard.

Злоупотребление Amazon алгоритмом «Buy Box»

На Amazon собираются подать коллективный иск в суд Великобритании, в связи с использованием антимонопольной схемы на рынке онлайн-продаж. В иске утверждается, что корпорация злоупотребляла системой «Buy Box» – компания направляла покупателей к собственным товарам, игнорируя при этом товары других продавцов, результате чего выгодные предложения скрывались, а потребители были вынуждены переплачивать. Общий ущерб оценивается в размере 1 млрд долларов.

Управление по защите конкуренции и рынкам Великобритании в настоящее время расследует предполагаемое антиконкурентное поведение Amazon.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
24.10.2022