Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 113

07.11.2022

Дайджест по антимонопольной практике № 113

Отложение рассмотрения закона о едином операторе цифровой рекламы, продление права выкупа ритейлерами торговых площадей ушедших из страны компаний, изменение порядка рассмотрения обращений стран ЕАЭС о несогласии с госрегулированием цен и введение в действие Закона ЕС о цифровых рынках (DMA).

Отложение рассмотрения законопроекта о едином операторе цифровой рекламы

Как сообщается, к 1 ноября Комитет по экономической политике ГД РФ должен был подготовить поправки к законопроекту для рассмотрения во втором чтении. В связи с тем, что среди представителей власти и бизнес-сообщества мнения относительно данного закона разделились, работа над законопроектом может быть продлена.

Ранее законопроект критиковали ФАС России, Минцифры и Союз операторов наружной рекламы из-за возможной монополизации рекламного рынка.

Продление права выкупа ритейлерами торговых площадей ушедших из страны компаний

В целях сохранения беспрепятственного доступа потребителей к товарам первой необходимости профильный комитет ГД РФ рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект о продлении до конца 2023 года права выкупа/аренды торговых площадей российскими торговыми сетями у компаний, которые покинули российский рынок.

Отмечено, данная мера показала свою эффективность. За период введения в действие она благоприятно способствовала развитию бизнеса и рынка в целом.

Изменение порядка рассмотрения обращений стран ЕАЭС о несогласии с введением госрегулирования цен

Коллегия ЕЭК утвердила новый Порядок рассмотрения обращения государства ЕАЭС о несогласии с решением другого государства ЕАЭС о введении/продлении срока государственного ценового регулирования на социально значимые товары. Новый механизм предусматривает три этапа:

- государство может самостоятельно вводить государственное ценовое регулирование сроком до 90 дней;
- возможно продление еще на 90 дней (введение и продление носят уведомительный характер);
- повторное продление допускается еще на 60 дней по согласованию с Комиссией.

В связи с изменениями новый порядок уточняет процедуру подачи обращений о продлении срока ценового регулирования и о несогласии с решением другого государства о введении/продлении срока. Максимальный срок применения государственного ценового регулирования по одному виду социально значимого товара не может превышать 240 дней в течение 12 месяцев.

Введение в действие Закона ЕС о цифровых рынках (DMA)

1 ноября вступил в силу Закон ЕС о цифровых рынках (DMA), который обязывает бигтехов сделать свои платформы открытыми и прозрачными для других разработчиков и компаний.

DMA регулирует деятельность крупных онлайн-платформ, которые оказывают онлайн-посреднические услуги (магазины приложений, поисковые системы в Интернете, социальные сети, веб-браузеры, службы облачных вычислений, операционные системы и др.). Для них вводится понятие «посредник» (Gatekeeper – дословно «привратник»). Организация подпадает под регулирование DMA , если она: обладает значительным влиянием на внутренний рынок ЕС, имеет сильную посредническую позицию, обладает/будет обладать устойчивой позицией на рынке не менее 3 лет подряд.

Для таких организаций теперь вводится ряд обязанностей, а именно:

- разрешить пользователям устанавливать сторонние приложения для работы на посреднической платформе;
- предоставить пользователям возможность удалять предустановленные приложения/изменять настройки по умолчанию в ОС, веб-браузерах;
- позволять использующим их платформы предприятиям продвигать продукты за пределами этих платформ;
- не вынуждать разработчиков пользоваться сервисами посредников, например, платёжными системами, чтобы эти приложения оставались в магазинах посредников;
- не использовать какие-либо данные, принадлежащие бизнес-пользователям, которые конкурируют с ними/их платформами.

Закон распространяется также на организации, которые находятся за пределами Европы. Теперь ЕК должна провести оценку крупных онлайн-платформ и установить, какие из них получат статус посредников. После присвоения такого статуса дается 6 месяцев для приведение деятельности компании в соответствие новым нормам. За несоблюдение требований закона будет налагаться штраф в размере до 10% от годового оборота компании за первое нарушение и до 20% – за последующие нарушения.

Особое влияние закон окажет на Apple и Google, им придётся существенно пересмотреть/изменить свои правила использования магазинов приложений App Store и Play Market.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
07.11.2022