Аналитика и новости

Дайджест по закупочной деятельности № 65

14.11.2023

Дайджест по закупочной деятельности № 65

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящён следующим темам:

Возможно ли заключить контракт со вторым участником закупки при расторжении первоначального контракта? (Закон №44-ФЗ)

ФАС России опубликовало письмо от 31.10.2023 г № ПИ/90467/23, в котором пояснило следующее:

- антимонопольный орган поддерживает позицию Минфина России о том, что положениями Закона № 44-ФЗ возможность заключения контракта со вторым участником закупки в случае расторжения контракта по соглашению сторон не предусмотрена; ‎
- если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с ч.8 ст.95 Закона №44-ФЗ. При этом возможность заключения контракта со вторым участником закупки у заказчика отсутствует.‎

Хотят внести изменения в предельные размеры платы за участие в госзакупках (Закон № 44-ФЗ)

Минфин выступил с предложением уточнить предельные размеры платы за участие в госзакупках. В частности, операторы ЭТП, как и прежде, при заключении контракта смогут взимать плату в размере не более 1% НМЦК. При этом сумма должна быть не выше:

- 5 тыс. руб. без НДС — если контракт заключают с СМСП или самозанятым при проведении закупки на общих основаниях;
- 7,5 тыс. руб. без НДС — если контракт заключают с иным участником при проведении закупок на общих основаниях.

Размер платы для победителей из числа СМП и СОНКО при закупках только среди этих субъектов и организаций предложили не менять.

Обязан ли заказчик описывать в протоколе последовательность присвоения баллов по каждой заявке? (Закон № 44-ФЗ)

Заказчик объявил открытый конкурс в электронной форме на право заключение контракта на оказание услуг по организации и проведению досуговых мероприятий. По результатам оценки и рассмотрения первых частей заявок был составлен протокол, в котором не был указан порядок присвоения баллов. Одному из участников это не понравилось и он подал жалобу на действия заказчика.

Антимонопольный орган усмотрел в этом нарушение п.4 ч.6 ст.48 Закона № 44-ФЗ, обязал заказчика отменить все протоколы по данной закупке, повторно сформировать протокол оценки заявок в соответствии с требованиями законодательства и завершить процедуру определения поставщика.

Заказчик оспорил предписание в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с УФАС и указали:

- в протоколе рассмотрения и оценки заявок должен быть указан не только результат такой оценки, но и последовательность действий по присвоению заявкам участников баллов по критериям оценки в соответствии с порядком оценки, предусмотренном в закупочной документации;
- отсутствие в протоколе порядка оценки не позволяет определить её правомерность, препятствует участникам конкурса заявить возражения относительно такой оценки.

Кассация посчитала такую позицию ошибочной и признала предписание недействительным:

- перечень сведений, которые должен содержать протокол, предусмотрен в ч.6 ст.48 Закона №44-ФЗ. Порядок присвоения баллов в этой норме не указан;
- ч.18 ст.48 Закона № 44-ФЗ предоставляет участникам закупки право после размещения в ЕИС итогового протокола и до даты заключения контракта направить оператору ЭТП запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника. В данном деле участник своим правом не воспользовался;
- при рассмотрении жалобы участника УФАС также не запрашивало у заказчика пояснений, связанных с процедурой оценки заявок.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2023 по делу № А56-82413/2022

Автор: Ольга Жвирбля.
14.11.2023