Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 180

06.05.2024

Дайджест по антимонопольной практике № 180

ФАС России сообщила о трехкратном снижении совокупной наценки на социально значимые товары. В Южной Корее идет борьба со «шринкфляцией».

ФАС России сообщила о трехкратном снижении совокупной наценки на социально значимые товары

В рамках ежегодного доклада о развитии конкуренции ФАС России, проанализировав изменения стоимости социально значимых товаров за 2023 год, пришла к выводу о снижении наценки в 2,5 раза в сравнении с 2022 годом.

Отметим, что перечень социально значимых продуктов, цены на которые может регулировать государство, определен Постановлением Правительства Российской Федерации № 530, в котором определены отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (сахар, масло, соль, сахар, свинина, баранина, пшено, рис и тд.).

Как отметили в ведомстве, в среднем наценка на эти продукты снизилась до 6,4% в 2023 году, однако в антимонопольной службе подчеркнули, что инфляция в стране по-прежнему находится на довольно высоком уровне, что мешает полной стабилизации цен.

Также в ФАС России заявили, что за прошлый год количество жалоб граждан о росте цен на продукты снизилось с 22 тысяч в 2022 году до 1,9 тысяч в 2023 году, что, по мнению ведомства, свидетельствует об эффективности мер по сдерживанию роста цен.

Развитие механизмов стабилизации цен на социально значимых товарных рынках является ключевым инструментом воздействия на недобросовестных участников рынка, среди них принято выделять различные виды мониторинга, анализ показателей производителей продуктов и внеплановые проверки.

Как показала практика, в прошлом году службой было возбуждено 18 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении недобросовестных поставщиков социально значимых товаров, принято 9 решений и выдано 11 предупреждений.

Также в докладе ФАС России отметили, что на середину марта текущего года ценовые соглашения действуют в 35 регионах, они заключены с 9400 организациями торговли, 46 производителями и 23 оптовыми организациями.

В Южной Корее идет борьба со «шринкфляцией»

Комиссия по справедливой торговле Южной Кореи отметила, что производители продуктов питания и товаров первой необходимости начали уменьшать размеры продукции, оставляя цены на прежнем уровне, не предупреждая об этом потребителей. Подобная практика получила название «шринкфляция» - сочетание слов shrink (уменьшение) и inflation (инфляция).

С учетом распространяющейся недобросовестной практики шринкфляции в Южной Корее, производители и поставщики продуктов питания с августа 2024 года будут обязаны уведомлять покупателей об уменьшении веса или объема товаров путем нанесения маркировки на соответствующую продукцию.

За первое нарушение власти будут штрафовать недобросовестных производителей на 5 миллионов вон (примерно 3600 долларов), за повторно выявленное нарушение – на 10 миллионов вон (7300 долларов).

Подобные меры воздействия направлены на предотвращение ситуаций, когда потребители становятся жертвами косвенного увеличения цен, поскольку изменения размеров или количества продукции трудно заметить, с учетом неизменной цены и упаковки товара.

Отметим, что инфляция в Южной Корее достигла рекордного показателя и составила 6,3% в июле 2022 года, а в ноябре 2023 года она находилась на уровне 3,3%. Это существенно ниже, чем во многих других странах, однако для Восточной Азии в последние десятилетия была характерна очень низкая инфляция, что привело к заметной тенденции ухудшения положения потребителей.

Авторы:Анна Акифьева, Наталия Стрелкова.
06.05.2024