Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 187

11.04.2025

Дайджест по судебной практике № 187

Конституционный Суд признал конституционным увеличение госпошлин при обращении в суды

Как мы писали ранее, многократное увеличение госпошлины при обращении в суды в прошлом году вызвало широкий общественный резонанс, а группа депутатов обратилась с запросом о проверке конституционности принятых изменений.

Доводы обращения в Конституционный Суд сводились к ограничению доступа граждан к правосудию на основании их имущественного положения и к нарушению парламентских процедур (изменение концепции законопроекта во втором чтении и отсутствие обязательного заключения Правительства).

Конституционный Суд признал увеличение госпошлин не противоречащим Конституции:

- если законопроект разрабатывается и вносится Правительством, то предусмотренное Конституцией заключение Правительства при его внесении в парламент не требуется;

- лица вправе обратиться в суд лишь в установленном порядке (в том числе, уплатив госпошлину), что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту;

- необходимость уплаты госпошлины не может быть признана умалением права на справедливое судебное разбирательство: ничто в конституционно-правовом регулировании не ставит под сомнение допустимость ее установления и увеличения, если размер пошлины не становится произвольным и не имеющим экономического основания;

- сумма госпошлины за обращение в суд в последний раз увеличивалась в 2009 году, что само по себе является предпосылкой для сообразной экономическим условиям корректировки ее размеров;

- наличие льгот при обращении в суд подчеркивает волю законодателя на соблюдение баланса между частными и публичными интересами путем установления адекватного размера госпошлины для неограниченного круга лиц с предоставлением необходимых льгот отдельным лицам;

- право предоставить лицу льготу по оплате госпошлины предполагает, при наличии законных оснований, обязанность суда удовлетворить соответствующее ходатайство, обоснованность которого должна быть подтверждена;

- вышестоящие суды должны избегать принятия в отношении гражданина, которому ранее была предоставлена льгота по оплате госпошлины, решений об отказе в такой же льготе, если не будет выявлено изменения его материального положения либо недостоверности данных о таком;

- при рассмотрении ходатайств граждан о предоставлении льготы по оплате госпошлины не предполагается придание судами избыточного значения сведениям о наличии у лица иного имущества (например, единственное жилье не должно становиться источником средств для оплаты госпошлины);

- госпошлина не является платежом, который безвозвратно утрачивается уплатившим его лицом, поскольку предусмотрена возможность отнесения судебных расходов на проигравшую сторону;

- увеличение общего размера госпошлин, которые надо уплатить для обращения в Конституционный Суд, должно рассматриваться сквозь призму правовых позиций, касающихся льгот по оплате госпошлины;

- вывод о конституционности указанных норм не исключает в дальнейшем обращения Конституционного Суда к данному вопросу, если из жалоб будет следовать, что проверенные положения препятствуют доступу граждан к суду по причине их имущественного положения в тех аспектах, которые не были рассмотрены в данном Постановлении.

Авторы: Анна Рубина, Маргарита Калинина.

11.04.2025