Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольная практика № 133

24.04.2023

Дайджест по антимонопольная практика № 133

Позиция КС РФ об определении размера дохода при заключении картельного соглашения и изменение правил антимонопольного контроля за экономической концентрацией в ЕС.

КС РФ об определении размера дохода при заключении картельного соглашения

Предпринимателя Шатило С.Ф. приговорили к уголовной ответственности за ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения. Квалифицируя деяние по п. «а» «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ суд исходил из того, что доход равен предусмотренному в заключенном контракте (контрактах) максимальному значению цены (768 022 105,66 руб.), а значит является особо крупным.

Апелляция согласилась, что сумма дохода определена как весь доход, полученный за все время существования картельного соглашения.

Кассация дополнила следующее: доход, полученный в случае ограничения конкуренции, является незаконным, т.к. при соблюдении закона лицо не смогло бы осуществить такую деятельность, а признание победителем аукциона состоит в прямой причинно-следственной связи с совершением деяния.

Шатило С.Ф. обратился с жалобой в КС РФ об оспаривании положений ч. 1 и п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ, а также п. 1 примечаний к данной статье – при определении крупного/особо крупного размера дохода для привлечения к уголовной ответственности за ограничение конкуренции учитывается цена контракта, но не учитываются связанные с исполнением контракта иные затраты (налоги, себестоимость производства работ, норма прибыли предприятия).

КС РФ признал положения конституционными и отметил следующее:

- органы предварительного расследования и суды, определяя в ходе производства по делу содержание понятия «доход», обязаны исходить и из других норм уголовного закона, и из которых следует, что в случае незаконной экономической деятельности размер преступного дохода определяется исходя из выручки, полученной за все время, без вычета расходов, связанных с ее осуществлением (Определения КС РФ от 20.11.2003 № 431-О, 25.11.2010 № 1523-О-О, 29.03.2016 № 637-О);
- в п. 12 ПП ВС РФ от 18.11.2004 № 23 отмечено, что по смыслу ст. 171 УК РФ под доходом применительно следует понимать выручку от реализации товаров, работ, услуг за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов;
- термин «приносящая доход деятельность» не может для целей возложения уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства толковаться по-иному, нежели применительно к положениям ст. 171 УК РФ;
- противоположный подход – по которому учитываются все расходы приводил бы к тому, что приготовление к преступлению/покушение, когда расходы еще не понесены, влекли бы более тяжкие последствия для нарушителя, нежели оконченное преступление, когда понесенные расходы поддаются документальному подтверждению; либо такой подход полностью исключал стадии приготовления и покушения на преступление, допуская квалификацию лишь в качестве оконченного преступления и лишь тогда, когда исчислены все расходы, притом что присутствуют все иные признаки картельного сговора – это явно противоречило бы задачам УК РФ;
- учет расходов, которые только предполагаются в будущем, проблематичен в силу рискового характера предпринимательской деятельности, т.к. ее экономический результат, зависит от объективных и субъективных факторов;
- в ситуации покушения на ограничение конкуренции (как это имело место в данном деле), когда преступная деятельность прервана и расходы субъектом еще не понесены, предположение о том, что для определения размера дохода надо учитывать расходы, было бы лишено всякого смысла, т.к. нет расходов, нельзя вычленить и сумму дохода, отождествлявшегося с прибылью.

Упрощение правила контроля слияний и поглощений в ЕС

Еврокомиссия упростила процедуру проверки сделок слияний и поглощений между компаниями, среди изменений:

- определены новые категории дел, в отношении которых можно воспользоваться упрощенной процедурой рассмотрения слияний и поглощений;
- Комиссии предоставлено право по своему усмотрению рассматривать заявки в рамках упрощенной процедуры, даже если они не подпадают ни под одну из категорий для такого рассмотрения;
- в целях оптимизации рассмотрения дел вводится новая форма уведомления для упрощенных случаев;
- определены случаи, в которых регулятор может рассматривать сделку по стандартной процедуре, даже если она отвечает критериям для упрощенного рассмотрения;
- вводится система электронных уведомлений о сделках.

Новые правила будут применяться с 1 сентября 2023 г.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
24.04.2023