Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 151

06.10.2023

Дайджест по судебной практике № 151

Сегодня рассмотрим законопроект об уточнении правил совершения ряда нотариальных действий, кейс об особенностях назначения штрафа для НКО и позицию КС РФ о возможности рассмотрения спора о праве собственности на недвижимость в третейской суде.

Уточнение правил исполнительной надписи и удостоверения медиативных соглашений

В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается в Законе о нотариате уточнить правила совершения исполнительной надписи и удостоверения медиативных соглашений.

Среди изменений:

- при удостоверении медиативного соглашения об урегулировании спора о неисполнении договора займа, связанного с возвратом заемных средств/переданных вещей, нотариусу предоставляется документ о перечислении заемщику денег/передаче вещей;
- при совершении исполнительной надписи о взыскании долга по нотариально удостоверенному договору займа и при удостоверении медиативного соглашения о неисполнении договора займа, связанного с возвратом безналичных денег, для подтверждения перечисления денег нотариусу нужно предоставлять документ, выданный кредитной организацией и подтверждающий перечисление;
- нотариус обязан проверить достоверность документа, направив запрос в кредитную организацию через «Енот»;
- кредитная организация обязана проверить факт выдачи предоставленного нотариусу документа и направить нотариусу информацию о подтверждении/ неподтверждении достоверности сведений в течение 3 рабочих дней после получения запроса.

Отмечается, что по действующим правилам предоставлять документ о передаче заемщику денег необходимо только в случае совершения исполнительной надписи о взыскании задолженности по нотариально удостоверенному договору займа, стороной которого является иностранное физическое/юридическое лицо. Вместе с тем выявляются случаи мошенничества, когда стороной договора является гражданин или юридическое лицо РФ - в этой связи с целью исключения рисков представления поддельных документов предлагается расширить обязанности предоставления подтверждающих документов.

Такие меры направлены на создание дополнительных условий для предотвращения использования института нотариата в подозрительных операциях по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как назначать штраф некоммерческой организации по КоАП РФ?

На некоммерческую организацию (НКО) наложили штраф как для юридического лица (ЮЛ). НКО обжаловала постановление в суде,ссылаясь на необходимость применения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ. Однако суды отказали.

ВС РФ направил дело на пересмотр:

- в ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении наказания в виде штрафа социально ориентированным НКО и субъектам МСП, включенным на момент совершения правонарушения в соответствующий реестр, штраф назначается в размере как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ (ИП);
- также в ч. 2 этой же нормы указано, что если в санкции нет штрафа для ИП, то размер штрафа определяется иным способом;
- согласно ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ вышеизложенные правила не применяются при назначении штрафа за правонарушения, за совершение которых ИП несут административную ответственность как ЮЛ;
- в рассматриваемом деле санкцией статьи, по которой назначен штраф НКО, не предусмотрено наказание в виде штрафа для ИП (ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ), но при этом из КоАП РФ не следует, что ИП, совершившие правонарушение по ст. 20.8 КоАП РФ, несут ответственность за него как ЮЛ – следовательно, должна быть применена ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ;
- суды также не установили обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, а именно входило ли НКО на момент совершения правонарушения в реестр социально ориентированных НКО.

Можно ли рассмотреть спор о правах на недвижимость в третейском суде?

В арбитраже (третейском суде) был рассмотрен спор о разделе земельного участка. Одна из сторон обратилась в суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на исполнение решения арбитража.

Суд отказал: спор о праве собственности на недвижимость относится к исключительной компетенции гос.судов, т.к. правоотношение, связанное с регистрацией этого права, имеет публично-правовой характер.

Вышестоящие суды согласились.

КС РФ проверил п. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости на соответствие Конституции РФ, т.к. по смыслу правоприменительной практики нормы препятствуют выдаче судом испол.листа на принудительное исполнение решения арбитража по спору о праве собственности на недвижимость.

КС РФ не нашел противоречий Конституции РФ, но постановил пересмотреть дело:

- закон не исключает рассмотрение в арбитраже споров о правах на недвижимость и не вводит по таким спорам специальных требований для арбитража; однако есть категории споров о недвижимости, которые нельзя передать в арбитраж (например, наследственные дела, споры о приватизации, споры по Закону № 223 и др.);
- отменить решение арбитража/ отказать в выдаче испол.листа можно, но если спор не подведомственен арбитражу либо его стороны действовали недобросовестно (если акт арбитража противоречит публичному порядку, например, если гос.суд решит, что стороны арбитража хотели создать видимость частноправового спора и получить формальные основания для регистрации прав на недвижимость в обход закона);
- вывод суда о противоречии решения арбитража публичному порядку (при обмане, ином намеренном искажении информации с противоправной целью и т.д.) должен быть мотивирован, а отсутствие подробной мотивировки умаляет доверие к арбитражу как институту альтернативного разрешения споров;
- таким образом, оспариваемые нормы не исключают обязанности суда удовлетворить заявление о выдаче испол.листа на принудительное исполнение решения арбитража по спору о праве собственности на недвижимость, если гос.суд не установит и не мотивирует нарушение публичного порядка этим арбитражным решением или его исполнением.

Авторы: Дарья Лазарева, Александра Шрамко.
06.10.2023