Аналитика и новости

Дайджест по корпоративному праву № 56

05.11.2024

Дайджест по корпоративному праву № 56

В этом выпуске рассмотрим дополнительные разъяснения Банка России о распределении прибыли между участниками из «недружественных» стран и позицию Совета по кодификации при Президенте РФ на законопроект об изменении порядка отчуждения акций в АО.

Разъяснения Банка России о порядке распределения прибыли среди участников из «недружественных» стран

Банк России дал дополнительные разъяснения относительно положений Указа Президента № 254 от 04.05.2022 о порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед кредиторами из «недружественных» стран.

Регулятор сообщил, что в случае распределения обществом прибыли на сумму свыше 10 млн руб. в месяц в пользу своих участников из «недружественных» стран зачетом требований, необходимо получить разрешение Банка России или Правкомиссии.

Кредитная организация не вправе проводить валютную операцию при отсутствии у клиента разрешения на соответствующую операцию, подпадающую под действие Указов Президента РФ.

Совет по кодификации при Президенте РФ об изменениях в порядке отчуждения акций в АО

Минэкономразвития подготовило законопроект, которым предлагается изменить порядок отчуждения акций в непубличном акционерном обществе (АО).

Законопроектом предлагается наделить акционеров правом самостоятельно определить в уставе срок получения согласия на отчуждение акций третьим лицам, а в случае, если такой срок превышает 10 лет, у акционера АО, намеренного осуществить отчуждение акций третьему лицу и получившего отказ на отчуждение, возникает право обратиться в суд с иском о выкупе акций АО (Проект).

Напомним, что сейчас в АО действует правило, согласно которому акционеры АО могут в уставе предусмотреть необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам. Такое условие может действовать не более 5 лет.

Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства дал заключение по законопроекту, отметив следующее:

- условие о выкупе акций в судебном порядке по цене, которая определяется на основе соглашения между сторонами, ограничивает права акционеров, т.к. согласно процессуальному законодательству стороны вправе заключить мировое соглашение на любой стадии спора, также совместно определить цену выкупаемых акций;
- сам факт обращения акционера в суд с иском подразумевает наличие спора и о выкупе акций, и о цене выкупаемых акций, поэтому указание на данный способ определения цены бесполезно;
- такой способ «удержания» акционера в АО является более жестким, чем предусмотренный в отношении участников ООО, где их «блокирование» не допускается, если отсутствует возможность продать свою долю третьему лицу (п. 2 ст. 23 Закона об ООО);
- вводится новая процедура, которая на практике может привести к целому ряду злоупотреблений, в т.ч. «корпоративному шантажу», что может сказаться отрицательно на стабильности бизнеса акционерного общества;
- применение оценочных категорий «существенный вред», «существенно затруднять достижение целей», «иная существенная причина» и пр. может привести к формированию противоречивой правоприменительной практики;
- новый порядок не позволит акционерам заранее договариваться в уставе об иных условиях/основаниях выхода из АО; исключаются предельные сроки для «запирания» акционера в АО и устанавливается исключительно судебный порядок его выхода из АО, не предлагая вариативности, которая достигалась бы за счет положений устава;
- неясно, рассчитано ли регулирование в случае передачи акций в залог, т.е. сама сделка не предполагает отчуждения акций, а лишь связана с возможностью их отчуждения при обращении на них взыскания в будущем.

Согласно общему выводу, указанный механизм нельзя признать сбалансированным, справедливым, удовлетворяющим интересам акционеров и общества, в связи с чем законодательная инициатива не может быть поддержана.

Автор: Александра Шрамко.
05.11.2024