Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 126

24.03.2023

Дайджест по судебной практике № 126

В сегодняшнем выпуске рассмотрим поправки в части рассмотрения претензий почтой, кейсы ВС РФ об исчислении срока для подачи заявления о возврате налога и основаниях для вынесения частных определений судьям, а также позицию КС РФ о том, как зачесть сроки заключения в разных местах лишениях свободы.

Изменение правил рассмотрения обращений Почтой России

В Закон «О почтовой связи» внесены изменения в части порядка рассмотрения обращений.

Так, на данный момент в ст. 37 установлено, что письменные ответы на претензии по почтовым отправлениям/переводам денежных средств, пересылаемых в рамках одного населенного пункта, предоставляются в течение 5 дней, а по всем остальным – в течение 30 дней.

Нововведением оператор почтовой связи наделяется правом продлить срок рассмотрения полученных претензий на 30 дней, заблаговременно уведомив об этом заявителя. Такое продление допустимо:

- в исключительных случаях (эти случаи закон не раскрывает);
- в случае необходимости направления почтой запроса о представлении документов/информации в ведомства или иные организации (если такие запросы необходимы для рассмотрения поступившего в почту обращения).

Такие изменения направлены на сближение регулирования порядков рассмотрения обращений операторами почты и обращений по общим правилам Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Как считать срок на подачу заявления о возврате налога?

ИП обратился в ФНС с заявлением о возврате излишне уплаченного налога – в удовлетворении требования отказали по причине пропуска трехлетнего срока на подачу заявления.

Далее в рамках оспаривания отказа ФНС суд удовлетворил требование налогоплательщика и отметил, что НК РФ не препятствует лицу обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в течение 3 лет со дня, когда ему стало известно об имеющейся переплате; вместе с тем, обязанность по уведомлению налогоплательщика о наличии излишней уплаты налогов возложена на налоговый орган, которую ФНС не исполнила.

Апелляция, поддержанная кассацией, отменила решение из-за пропуска срока на подачу заявления о возврате переплаченных налогов: ИП должен был знать о наличии переплаты в момент подачи налоговых деклараций, а именно в 2014-2015 гг., тогда как с соответствующим заявлением истец обратился только в 2019 г.

Позиция ВС РФ:

- по общему правилу, заявление о зачете/возврате переплаченной суммы налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты налога; при этом согласно позиции КС РФ в случае пропуска этого срока лицо вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, и в таком случае действуют общие правила исчисления исковой давности – со дня, когда лицо узнало/должно было узнать о нарушении своего права;
- однако важно, что права налогоплательщиков на своевременный возврат сумм излишне уплаченных/взысканных налогов обеспечиваются обязанностями налоговых органов по информированию лица о факте и сумме излишней уплаты налога – в этой связи следует устанавливать конкретные обстоятельства спора, что позволит верно устанавливать момент начала течения срока;
- суд первой инстанции установил, что о наличии переплаты истцу стало известно в 2019 г. в день вызова в ФНС для консультации – налоговая служба данные факты не опровергла, доказательств их несоответствия не представила, что свидетельствует об отсутствии пропуска срока на подачу заявления в условиях несвоевременного исполнения ФНС своих встречных обязательств.

Акты апелляции и кассации были отменены, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Таким образом, высшая инстанция подтвердила возможность возврата налога непосредственно через ФНС и за пределами срока, рассчитанного согласно НК РФ, с учетом обстоятельств спора и исполнения ведомством своих обязанностей.

Частные определения в адрес судей: когда можно выносить?

В рамках административного судопроизводства апелляция отменила решение суда и вынесла определение об обращении внимания судьи на необходимость неукоснительного соблюдения норм процессуального и материального законодательства в целях недопущения нарушений в будущем. О вынесении данного частного определения доведено до сведения участников процесса после оглашения апелляционного определения. Кассация поддержала частное определение.

Судья обратился в ВС РФ с жалобой, указав на то, что он не может быть привлечён к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, отметив также нарушение апелляцией норм в части неоглашения текста частного определения в заседании.

Позиция ВС РФ:

- вынесенное в адрес суда частное определение – акт реагирования, принимаемый не при любом нарушении закона, а только если допущены судебные ошибки, повлекшие искажение принципов судопроизводства и нарушение прав участников процесса (например, неисполнение требований процессуального закона или применение утратившего силу НПА);
- частное определение выносится с целью исключения в будущем выявленных вышестоящим судом нарушений и является оценкой профессиональной деятельности, формой публично-правовой ответственности, следовательно, такие акты должны соответствовать принципу соразмерности, предполагающему установление виновного поведения;
- судья не может быть привлечён к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только приговором не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении/вынесении заведомо неправосудных актов;
- текст частного определения повторяет содержание апелляционного, которым решение признано незаконным из-за ненадлежащей оценки; при этом сам по себе факт отмены решения, содержащего правовую позицию по заявленному иску, законом не предусмотрен в качестве основания для вынесения частного определения;
- апелляция не привела доказательств, свидетельствующих об игнорировании требований процессуальных норм и нарушений принципов права, о непрофессиональном поведении, т.е. частное определение вынесено в связи с высказыванием судьёй правовой позиции по результатам рассмотрения дела.

ВС РФ, разграничив случаи наличия и отсутствия оснований для вынесения частных определений в адрес судей, отменил акты кассации и апелляции.

КС РФ о правилах зачета сроков лишения свободы

Гражданина приговорили к лишению свободы в колонии общего режима на 5 лет. Кассация поменяла место отбывания наказания на колонию-поселение и зачла время, когда лицо находилось под стражей, но не учла срок нахождения в колонии общего режима, т.к. как правила ст. 72 УК РФ этого не предусматривают.

Осужденный обратился в КС РФ с жалобой на ч. 3.1 ст. 72 УК РФ: норма не предусматривает правила льготного зачета времени при необоснованном нахождении лица в колонии общего режима в срок лишения свободы, подлежащий отбыванию в колонии-поселении, и не компенсирует условия более жесткой изоляции от общества.

Позиция КС РФ:

- неправильное определение судом вида исправительного учреждения на более строгое ухудшает положение осужденного в связи с применением к нему избыточных правовых ограничений, которые он вынужден претерпевать, пока ошибка не будет исправлена;
- вышестоящие суды вправе отменить/изменить ошибочный приговор, но до этого момента осужденные к лишению свободы долгое время в большем объеме ограничиваются в правах и свободах;
- ч. 3.1 ст. 72 УК РФ предусматривает лишь зачет времени содержания под стражей, но не определяет правил принятия решений на основе сопоставления строгости ограничений, фактически примененных к осужденному, и более строгих ограничений, ошибочно наложенных предыдущим решением;
- получается, что исправление судебной ошибки, допущенной при избрании осужденному вида исправительного учреждения, происходит без фактического его восстановления в правах, которое должно осуществляться на условиях справедливости и равенства с учетом однородности правоотношений, касающихся правил зачета периодов ограничений.

КС РФ признал неконституционной ч. 3.1 ст. 72 УК, т.к. она не определяет правила принятия решений, исходя из сопоставления строгости ограничений, фактически примененных к осужденному (ошибочно назначенный более строгий вид исправительного учреждения), по сравнению с теми менее строгими условиями отбывания наказания, которые вытекают из последующего решения вышестоящего суда.

В отношении данного пробела КС РФ обязал законодателя установить новое правовое регулирование, а пока судам следует использовать правила (коэффициенты), которые установлены для зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей.

Авторы: Дарья Лазарева, Александра Шрамко.
24.03.2023