Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 163

29.11.2023

Дайджест по договорным отношениям № 163

В сегодняшнем дайджесте поговорим о паре актуальных «банковских» кейсах, попавших в фокус внимания Верховного Суда

1. Перевод в валюте застрял в иностранном банке из-за санкций. Клиент не должен требовать их возврата с российского банка

В Дайджесте по договорным отношениям № 159. мы рассказывали о том, что дело о взыскании российским клиентом с Промсвязьбанка 59 тысяч долларов США, застрявших в американском банке из-за санкций при переводе, попало на пересмотр в Экономколлегию ВС.

Напомним, что суды трех инстанций решили, что блокировка денежных средств произошла потому, что ответчик по своему усмотрению перечислил деньги клиента не через банк-посредник Halyk Savings Bank of Kazakhstan, как тот просил, а через The Bank of New York Mellon, и удовлетворили исковые требования, взыскав истребуемую сумму как убытки.

Пересмотрев дело, Верховный Суд направил его на новый круг в первую инстанцию, поддержав доводы банка:

- во-первых, банк действовал в соответствии с международной банковской практикой, маршрут платежа являлся единственно верным и соответствовал валютным операциям по счету истца;

- во-вторых, денежные средства были заблокированы Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) только после осуществления перевода, что уже не зависело от действий банка и относится к числу непредотвратимых обстоятельств;

- в-третьих, у истца имеется возможность вернуть/получить денежные средства, которые не утрачены, а заблокированы иностранным банком, во внесудебном порядке по процедуре, предусмотренной законодательством США, путем обращения в OFAC и получения специальной разблокирующей лицензии на снятие ограничений.

2. Банки не вправе вводить заградительные тарифы, препятствующие экономически обоснованным операциям по счетам клиента

Другое «банковское» дело заключалось в том, что общество обратилось в суд с иском о взыскании 1,3 миллиона рублей неосновательного обогащения, взысканного с него банком в качестве вознаграждения за перечисление с его счета на счет заемщицы в Промсвязьбанке 13,3 миллиона рублей. По сути, истец оспаривал комиссию в размере 10% от перечисленной со счета юридического лица на счет физического лица суммы.

Суды трех инстанций в удовлетворении требований общества отказали, сославшись на то, что договором банковского счета согласовано условие об одностороннем установлении банком такого рода правил и тарифов. В случае несогласия с комиссией, клиент мог расторгнуть договор и воспользоваться услугами другого банка, хотя в регионе настоящего спора (г. Воронеж) в иных кредитных организациях установлена сопоставимая комиссия за аналогичные операции.

Верховный Суд, опять же, направил дело на пересмотр, руководствуясь критериями разумности и добросовестности:

- во-первых, введенный банком тариф препятствует совершению законных банковских операций с физическими лицами, поскольку в случае перевода средств на счет юридического лица банк взимает комиссию в размере 6 рублей (если счет получателя открыт в том же банке) или 35 рублей (если счет получателя открыт в другом банке);

- во-вторых, клиент, столкнувшись с недобросовестным поведением банка, вправе требовать судебной защиты, а кредитная организация в этом случае не вправе ссылаться на возможное наличие у клиента альтернативных вариантов поведения, сопряженных, к тому же, с необходимостью нести дополнительные издержки;

- в-третьих, суды должны были проверить не цену на конкретную банковскую услугу, а поведение банка с точки зрения соблюдения им пределов осуществления гражданских прав, поскольку клиент не может распоряжаться денежными средствами по собственному усмотрению, что затрагивает существо обязательств банка по договору банковского счета.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
29.11.2023