Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 135

02.06.2023

Дайджест по судебной практике № 135

В фокусе внимания этой недели: конкретизация порядка заключения под стражу предпринимателей/членов органов управления, а также кейсы ВС РФ о платежах за бессрочное пользование землей правопреемником и о сроках исковой давности по возврату «заблокированных» из-за санкций денег.

Какие платежи платить правопреемнику за пользование землей после вступления в силу ЗК РФ?

В 90-х годах муниципалитет передал госпредприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (ЗУ), за который нужно было платить только земельный налог. Однако через некоторое время госпредприятие было реорганизовано в ООО, которое продолжало уплачивать только земельный налог.

Спустя время муниципалитет обратился в суд с иском к ООО о взыскании неосновательного обогащения, полагая, что ООО должно оплачивать пользование ЗУ в размере арендной платы, т.к. после введения в действие ЗК РФ ООО не переоформило права на право аренды/собственность.

Суды иск удовлетворили:

- ООО не относится к числу субъектов, которым ЗУ может быть предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- после введения в действие ЗК РФ ООО не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ, хотя было обязано до 01.07.2012 переоформить на право аренды или приобрести в собственность;
- т.к. ООО не переоформило право, то оно должно оплачивать пользование ЗУ не в виде налога, а в размере арендной платы, рассчитанной согласно НПА субъекта.

ВС РФ не согласился с таким подходом:

- по ЗК РФ формы платы за использование ЗУ – земельный налог или арендная плата;
- права на ЗУ, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие кодекса;
- сохраняется право постоянного пользования находящимися в государственной/муниципальной собственности ЗУ, возникшее до дня введения в действие ЗК РФ; при этом закон не предусматривает, что непереоформление вышеуказанного права до 01.07.2012 влечет его прекращение - с учетом этого суды ошибочно сделали вывод о прекращении права и наличием у ООО обязанности платить аренду, а не налог;
- принадлежавшее реорганизованному юр.лицу (правопредшественнику) право на недвижимость переходит к вновь возникшему юр.лицу с момента завершения реорганизации независимо от регистрации перехода такого права;
- вместе с тем ни в НК РФ, ни в ЗК РФ нет положений, из которых следовало бы, что у лиц, владеющих ЗУ на ранее возникшем праве постоянного пользования, прекращается обязанность по уплате земельного налога после 01.07.2012 – т.е. в таком случае право пользования ЗУ влечет обязанность уплачивать именно налог;
- нет оснований для взыскания с ООО неосновательного обогащения в виде арендной платы за спорный период, поскольку к ООО в порядке универсального правопреемства перешло ранее возникшее право постоянного пользования, и оно является плательщиком налога, доказательства уплаты которого представлены в дело.

Срок давности для возврата «замороженных» денег

В 2014 г. Клиент Банка подала два заявления на перевод иностранной валюты получателю в Зарубежный банк. Деньги были списаны со счета Клиента, но получателю не выданы ввиду их блокирования Зарубежным банком. Банк Клиента отказался возвращать деньги, т.к. перевод был выполнен, а деньги не выданы Зарубежным банком в связи с введением международных санкций.

После предъявления претензий Банку о взыскании денег, в удовлетворении которых Клиенту было отказано, Клиент обратилась в суд в 2020 г.

Нижестоящие суды встали на сторону Клиента:

- Банк Клиента несет ответственность, пока не докажет, что проблемы с переводом возникли из-за форс-мажора, но Банк Клиента знал о введенных санкциях, но не предупредил о рисках блокировки денег за границей;
- отклонен довод пропуске срока давности (он оканчивался в 2019 году, т.е. спустя 3 года после направления первого ответа Банка Клиента): договор банковского счета не исполнен и остается действующим, ответом на претензию Банк Клиента признал долг, в связи с чем срок давности был прерван.

Позиция ВС РФ:

- по общему правилу, право на иск возникает с момента, когда о нарушении права стало/должно было стать известно, и именно с этого момента у лица возникает основание для обращения в суд за принудительным осуществлением своего права и начинает течь срок давности;
- из дела следует, что Клиент о неполучении денег получателем знала еще до 2016 г., т.е. до обращения в Банк Клиента о неисполнении перевода, но в суд он обратился только в 2020 г.;
- то обстоятельство, что иск основан на действующем договоре, не означает невозможность применения к такому требованию правил об исковой давности – Клиентом предъявлено требование о взыскании перечисленных с его счета денег, т.е. средств, являющихся предметом совершения расчётной операции, что исключает возможность применения к данному требованию положений ст. 208 ГК РФ (в силу данных норм расчетная операция не входит в перечень требований, на которые давность не распространяется);
- ВС РФ также не согласился с выводом судов о признании Банком долга перед Клиентом по спорным денежным средствам;
- среди действий, свидетельствующих о признании долга в целях перерыва течения срока давности могут: признание претензии; изменение договора, из которого следует, что должник признает долг/просьба должника о таком изменении договора и др. – с учетом этого ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга;
- в этой связи в качестве признания долга не могут рассматриваться ответы Банка Клиента на претензии, в которых он сообщает Клиенту о причинах неисполнения обязательства по переводу денег и обещает следить за развитием ситуации и сообщать клиенту обо всех изменениях, исходя из приведенных выше разъяснений в качестве признания долга не могут рассматриваться.

ВС РФ отменил судебные акты, отправил дело на пересмотр. При новом рассмотрении суд  применил срок исковой давности и отказал в иске.

Предприниматели и менеджеры: как теперь будут заключать под стражу?

Госдума приняла закон, конкретизирующий механизм избрания меры пресечения в виде заключения под стражу для предпринимателей/членов органов управления (ранее подробно рассматривали изменения). В целом, итоговый текст законопроекта не претерпел существенных изменений.

Напомним, что законодательные корректировки уточняют основания избрания заключения под стражу в отношении вышеуказанных лиц. Суды должны принимать решения об избрании данной меры пресечения с учетом тяжести преступления, сведений о личности подозреваемого/обвиняемого, возраста, состояния здоровья, семейного положения, рода занятий и других обстоятельств.

Также продление сроков содержания под стражей и расследования будет осуществляться с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ, а сроков дознания — с согласия прокурора субъекта/приравненного к нему военного прокурора.
Более того, введен приоритет меры пресечения, позволяющей продолжить лицу осуществлять предпринимательскую деятельность, но при этом предусматривается ряд исключений.

Также напомним, что ранее ВС РФ предложил дополнить ст. 108 УПК РФ примечанием с понятием предпринимательской деятельности через использование критериев, на основании которых преступления считаются совершенными в связи с осуществлением такой деятельности (текст примечания мы ранее рассматривали в одном из прошлых выпусков).

Авторы: Дарья Лазарева, Александра Шрамко.
02.06.2023