Аналитика и новости

Дайджест по интеллектуальной собственности № 118

22.12.2022

Дайджест по интеллектуальной собственности № 118

Дайджест расскажет о том, кто может оспаривать товарный знак и как проверить оригинальность логотипа, а также о свежем Пленуме ВС РФ о преступлениях в Интернете и новом патенте Microsoft.

Заинтересованность при оспаривании знака

ООО представило возражения против охраны зарегистрированного знака обслуживания, правообладателем которого согласно реестру является Институт.
Роспатент частично удовлетворил возражения и признал ООО заинтересованным в подаче возражения, сославшись на виды деятельности по определенным кодам ОКВЭД из ЕГРЮЛ и заключив, что представленные документы, датированные до даты приоритета оспариваемого знака, подтверждают ведение лицом, подавшим возражение, деятельности в области оказания медицинских услуг.
Позднее Институт оспорил решение ведомства в суде, но обе инстанции СИП отказали, поддержав выводы Роспатента.

ВС РФ отправил дело на пересмотр в СИП:
- само по себе существование юр.лица и информация о его общей правоспособности в ЕГРЮЛ не свидетельствуют о наличии у него статуса заинтересованного лица при подаче возражения против предоставления охраны конкретному знаку для совершенно определенного перечня услуг;
- отражение в ЕГРЮЛ определенных видов деятельности само по себе не свидетельствует как о фактическом осуществлении такой деятельности, так и об осуществлении этой деятельности с использованием соответствующего наименования;
- при рассмотрении дел о нарушении права на фирменное наименование лицо, подавшее возражение, должно доказать, какими видами деятельности оно фактически занимается, т.к. именно фактическое осуществление деятельности, однородной услугам, в отношении которых зарегистрирован оспариваемый знак, создает реальную угрозу смешения различных производителей и поставщиков товаров/услуг в глазах потребителя;
- коды ОКВЭД из ЕГРЮЛ предназначены только для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о той деятельности, которой в принципе может заниматься юр.лицо; в этой связи эта информация не может быть положена в основу анализа однородности реальной деятельности этого лица с услугами, для которых зарегистрирован оспариваемый знак.

Следовательно, подать возражения имеют права только те заинтересованные лица, которые докажут, что фактически осуществляют такую же деятельность (например, оказание однородных услуг), как и обладатель оспоренного исключительного права на знак.

ИИ для проверки оригинальности логотипов

В Санкт-Петербурге ученые из ФИЦ РАН разработали онлайн-приложение, в основе которого созданная ими нейросеть для определения оригинальности логотипов и товарных знаков.

ИИ отслеживает повторения и смешения по 5 ключевым параметрам:
- соответствие используемых цветов (цветовая модель RGB);
- схожесть расположения и стиля элементов;
- содержание, написание и звучание текстовой части лого;
- совпадение отдельных элементов обозначения;
- глобальные признаки знака (схожая форма, геометрия или идея).
Нейросеть прошла специальную адаптацию и была протестирована на международной эталонной базе логотипов METU Trademark Dataset, которая состоит из миллионов логотипов разных организаций. Алгоритмы обеспечивают высокую скорость поиска и анализа данных.

Пользователи программы могут настроить ее под себя, выбрав необходимые им параметры, и сразу определить, пересекается ли их логотип с существующими товарными знаками по целому ряду параметров. Более того, приложение даже предоставит пояснения, почему какие-либо логотипы схожи.

Разработанная программа за счет широкого спектра контролируемых признаков обеспечивает высокую информативность, недоступную большинству цифровых аналогов, а также даст возможность исключать и бороться с нарушениями интеллектуальной собственности.

Пленум ВС РФ о киберпреступлениях

Пленум ВС РФ утвердил Постановление, касающееся практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации (КИ) и совершенных с использованием электронных/информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. в Интернете.

Среди основных положений:

1) раскрыты понятия компьютерная информация/устройства/программы, информационно-телекоммуникационная сеть, а также уничтожение/блокирование/модификация/копирование/ нейтрализация КИ и т.д.;
2) обозначены моменты окончания преступлений, например:
- преступление по ст. 272 УК РФ окончено с момента наступления одного из последствий из ч. 1 этой статьи независимо от длительности неправомерного доступа, причин, по которым он прекратился, объема информации, которая была скопирована/модифицирована/блокирована/уничтожена;
- если лицо, намереваясь уничтожить/блокировать/модифицировать/скопировать охраняемую КИ, выполнило все действия, необходимые для неправомерного доступа к ней, или осуществило такой доступ, но ни одно из последствий из ч. 1 ст. 272 УК РФ не наступило по независящим от него обстоятельствам (например, при срабатывании автоматизированных средств защиты информации или действий лиц, осуществляющих ее защиту), то его действия нужно квалифицировать как покушение на данное преступление;
3) не является преступлением использование вредоносной программы/информации лицом на принадлежащих ему компьютерных устройствах либо с согласия их собственника (например, в образовательных целях либо при тестировании систем для проверки уязвимости средств защиты, к которым у данного лица имеется правомерный доступ);
4) применительно к ст. 274 УК РФ нужно установить, какие именно правила из перечисленных в ч. 1 были нарушены, а также возложена ли на это лицо обязанность их соблюдать; правила могут быть установлены ФЗ, подзаконными НПА, инструкциями/иными ЛНА организаций, если они приняты в развитие законодательства, не противоречат/не изменяют его (важно, чтобы такие ЛНА были доведены до сведения лица, которому вменяется совершение преступления, например, при подписании трудового договора, отдельного акта ознакомления с такими правилами и т.д.);
5) раскрыты правила квалификации преступлений по совокупности, например:
- использование вредоносных программ для неправомерного воздействия на КИИ РФ полностью охватывается ч. 2 ст. 274.1 УК РФ и не нуждается в дополнительной квалификации по ст. 273 УК РФ;
- если вредоносная программа использовалась для осуществления неправомерного доступа к КИ и это повлекло последствия по ч. 1 ст. 272 УК РФ, действия лица нужно квалифицироваться по совокупности преступлений (ст.ст. 272 и 273 УК РФ);
- если действия по ст.ст. 272-274.1 УК РФ выступали способом совершения иных преступлений (например, модификация охраняемой КИ производилась с целью нарушения неприкосновенности частной жизни; либо неправомерный доступ к КИ осуществлялся с целью мошенничества), то это образует совокупность с преступлениями, предусмотренными иными ст.ст. УК РФ;
6) обозначены тяжкие последствия для киберпреступлений;
7) для признания наличия в действиях признака совершения преступления с использованием электронных/информационно-телекоммуникационных сетей не важно количество компьютерных устройств, входящих в эту технологическую систему, подключение к ней ограниченного количества пользователей или неопределенного круга лиц, другие ее характеристики;
8) преступление считается совершенным с использованием сетей независимо от стадии его совершения, если для выполнения хотя бы одного из умышленных действий, создающих условия для совершения такого преступления или входящих в его объективную сторону, лицо использовало такие сети;
9) рекомендовано привлекать к участию в суде специалистов, если возникают сомнения в том, относится ли информация к компьютерной или является ли технологическая система электронной/информационно-телекоммуникационной сетью, а также в целях разъяснения технических терминов и других сложных вопросов, требующих специальных знаний.

Данные разъяснения важны при квалификации, расследовании и рассмотрении таких уголовных дел.

Монетизация онлайн-игр от Microsoft

Компания Microsoft подала заявку на патент, где описывается новая система монетизации онлайн-игр путем демонстрации геймерам персонализированной рекламы, а именно метод «предоставления персонализированного контента в качестве ненавязчивого опыта в онлайн-играх».

Согласно документам заявки демонстрация рекламного контента будет в отношении пользователей облачной игровой платформы или в играх, требующих подключения к Интернету. Рекламные объявления будут персонализированы и демонстрироваться пользователю в онлайн-режиме одновременно с игровым процессом. На приложенных снимках представлены примеры - рекламные объявления в разных играх (например, рекламный щит за воротами в футбольном симуляторе или брендированные вещи на персонажах спортивных игр).
Данный способ хотя и предполагает ненавязчивую рекламу, однако разработчикам все же потребуется обеспечить определённые места для демонстрации подобного контента. Это повлияет на дизайн окружения, а пользователи будут видеть рекламу на объектах, с которыми они регулярно взаимодействуют.

У IT-гиганта есть всё необходимое для интеграции системы показа контекстной рекламы с играми (игровые консоли с подключением к Интернету; облачный сервис, позволяющий взаимодействовать с играми на разных устройствах), в связи с чем компании для получения дохода нужно лишь интегрировать предложенную в патенте систему с собственными сервисами.

Автор: Дарья Лазарева.
22.12.2022