Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 141

17.07.2023

Дайджест по антимонопольной практике № 141

ФАС России на стороне маркетплейсов против почтового сбора. Предостережение авиакомпаниям из-за публичных сообщений о росте цен на авиабилеты. Google и Meta – объекты нового расследования Комиссии ЕС.

ФАС поддержала маркетплейсы в борьбе с «почтовым сбором»

ФАС России выступила против предложения «Почты России» о признании последней на законодательном уровне федеральным гарантирующим поставщиком товаров электронной коммерции и перечислении ей 0,5% от квартального оборота маркетплейсов.

Антимонопольный орган считает, что принятие данной инициативы приведёт к ограничению конкуренции на рынке, снижению доступности дистанционно заказываемых товаров для покупателей и росту цен на них, а ответственность, которую «Почта» требует ввести для продавцов, не желающих оплачивать сбор в ее пользу, избыточна. Тем более, что по оценкам за 2021 год, доля АО «Почты России» в сегменте доставки товаров с маркетплейсов составила всего около 10%.

Почта России изложила, по мнению ФАС России, недопустимый механизм ответственности за неуплату «почтового сбора». Если интернет-продавец не оплатит «Почте» сбор или сделает это частично, то он должен будет заплатить пени, выплатить административный штраф, а Роскомнадзор ограничит доступ к его сайту. Таким образом, мы получаем тройную ответственность за одно и то же правонарушение.

Антимонопольный орган совершенно точно указал на то, что тройная ответственность за одно нарушение противоречит законодательству и принципам юридической ответственности.

По данным службы, в 2022 г. выручка «Почты России» составила 208 млрд руб. против 217 млрд руб. годом ранее. Это снижение в ФАС России объясняют уменьшением международного товарооборота. При этом рост расходов компании составил 20 млрд руб., из которых 10 млрд - оплата труда персонала. Таким образом, вместо того чтобы оптимизировать расходы, «Почта России» хочет компенсировать их за счет маркетплейсов, полагают в ФАС России.

ФАС выдала предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на авиабилеты

Совладелец АО «Авиакомпания Азимут», совладелец и председатель Совета директоров АО «Международный аэропорт «Внуково» озвучил в СМИ 13 июля прогноз роста цен на авиабилеты.
ФАС России считает, что подобные заявления могут быть восприняты как побуждение к действию по повышению цен авиакомпаниями на рынке пассажирских авиаперевозок.

Антимонопольный орган в предостережении обратил внимание на установленный Законом о защите конкуренции запрет согласованных действий конкурентов, если такие действия приводят к установлению или поддержанию цен, тарифов, скидок, надбавок или наценок (п. 1 ч. 1 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона). Также законодательством установлен запрет действий, которые могут привести к установлению и поддержанию монопольно высокой цены (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона).

Цель предостережения — предотвратить возможную «панику» в ценообразовании на рынке пассажирских авиаперевозок и избежать синхронного повышения цен большинством перевозчиков. Безусловно, одного публичного заявления с прогнозом о повышении цен возможно будет недостаточно для квалификации повышения в качестве согласованных действий авиаперевозчиков-конкурентов.

Однако антимонопольный орган продемонстрировал твёрдую решимость в том, что последовательная череда «случайностей» в виде повышения цен различными авиакомпаниями после подобных публично озвученных прогнозов не останется без внимания и соответствующей реакции службы.

Комиссия ЕС начинает расследование возможного антиконкурентного поведения Google и Meta в медийной онлайн-рекламе

Европейская комиссия инициировала антимонопольное расследование в отношении Meta и Google. Предметом расследования является так называемая сделка Jedi Blue, заключенная между корпорациями в 2018 году.

Комиссия обеспокоена тем, что соглашение может стать частью усилий по исключению услуг рекламных технологий, конкурирующих с программой Google Open Bidding, и, следовательно, ограничить или исказить конкуренцию на рынках медийной онлайн-рекламы в ущерб издателям и, в конечном итоге, потребителям.

Основной целью Jedi Blue, как считает регулятор, является искусственное ограничение аукционов на рекламные места, которые проводил Google с 2018 по 2023 гг. в рамках программы Open Bidding. В Комиссии считают, что Google предоставил Meta преференции на покупку рекламных мест, а в ответ на такую щедрость последняя отказалась от собственной рекламной программы Meta Audience Network.

Потенциально расследуемые действия могут нарушать правила ЕС в отношении запрета антиконкурентных соглашений между компаниями (статья 101 Договора о функционировании Европейского союза) или привести к злоупотреблению доминирующим положением (статья 102 Договора).

Если Комиссия признает Google и Meta виновными в нарушении антимонопольных запретов, то это грозит компаниям крупными судебными исками и огромными штрафами.

Авторы: Анна Акифьева, Егор Гусев.
17.07.2023