Аналитика и новости

Дайджест по интеллектуальной собственности № 124

09.02.2023

Дайджест по интеллектуальной собственности № 124

Сегодня рассмотрим кейс ВС РФ о правилах компенсации, изменения в порядке подачи международных заявок, инициативы о регулировании показа иностранных фильмов и о судебных IT-экспертах, а также правила работы с дипфейками в Китае.

ВС РФ о компенсации при нескольких нарушителях

Правообладатель товарных знаков (ТЗ) выявил контрафактные партии товара с таким же обозначением и предъявил требования о солидарном взыскании нескольких млн руб. компенсации к двум ответчикам:
- ООО «Годовалов» (занималось распространением товара по аптекам);
- владелец Аптеки (продавал поставленный контрафакт).
Истец отмечал, что в одном из ранее рассмотренных дел суды подтвердили факт нарушения совместными действиями ответчиков исключительных прав.

Иск удовлетворили.

Апелляция и кассация прекратили производство:
- в силу Пленума ВС РФ № 10 если истец просит твердую компенсацию на основании подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, то новые требования о компенсации к тому же лицу в отношении товара из той же партии (тиража, серии и т.п.) не рассматриваются (суд в первом деле определяет компенсацию, соразмерную нарушению в целом, а повторное обращение о взыскании еще одной компенсации за то же нарушение направлено на пересмотр выводов суда, который уже определил компенсацию за все нарушение);
- недопустимо взыскание в данном деле компенсации в условиях присуждения к выплате компенсации по ранее рассмотренным 3 спорам, в т.ч. тождественным, т.к. это приведет к неосновательному обогащению, пересмотру ранее принятых актов.

ВС РФ отправил дело на пересмотр:
- в отношении 3 схожих дел, на которые сослались суды, допущено расширительное толкование Пленума ВС РФ № 10 и отсутствует тождество исков с данным делом из-за несовпадения субъектного состава сторон и защищаемых объектов;
- с учетом результатов ранее рассмотренных дел апелляции нужно обсудить вопрос привлечения ООО «Годовалов» к ответственности за нарушение прав на ТЗ в отношении товаров из той же партии, т.к. недопустимо предъявление повторных исков, основанных на нарушении права на один и тот же ТЗ, в отношении товаров из одной партии, к одному и тому же лицу (важно, что истец уже предъявлял требования о взыскании солидарно компенсации за нарушение прав на ТЗ в отношении товара из той же партии к ООО «Годовалов» и к другим розничным аптекам из сети как к последовательным нарушителям этих прав);
- вышеприведенные обстоятельства в отношении ООО «Годовалов» не исключают права требовать взыскания компенсации со второго ответчика за допущенное им нарушение.

Мадридская система: изменен порядок подачи заявок

С 01.02.2023 вступили в силу изменения к Инструкции к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и к Административной Инструкции.

Корректировки в подаче заявок сводятся к следующему:
- термин «изображение» заменен понятием «представление»;
- владельцам регистрации не требуется представлять графическое изображение знака (ранее заявка должна была включать обязательно графическое изображение);
- международная заявка может быть подана на регистрацию звукового или движущегося знака, а также других категорий мультимедийных знаков, представленных в цифровом виде, при условии, что базовый знак представлен в таком же виде;
- основные форматы и технические требования:
1) изображение - JPG, PNG, TIFF максимальная ширина/длина: 20см;
2) запись звука - WAV или MP3 до 5Мб;
3) видео - MP4 до 20Мб;
4) цифровые файлы, отвечающие требованиям стандартов ВОИС 67, ST.68 и ST.69

Изменения предоставят возможность правообладателям подавать международные заявки на регистрацию нетрадиционных товарных знаков. Однако важно отметить, что несмотря на новую возможность подачи заявок в цифровом виде, ряд членов Мадридской системы все также требуют графическое изображение знака в силу национального законодательства (с необходимой информацией возможно ознакомиться в базе данных участников Мадридской системы на платформе eMadrid).

Будущее иностранных фильмов в РФ

Комитетом Совета Федерации РФ по экономической политике разработаны два законопроекта:
- мораторий на наказание для кинотеатров за показ иностранного кино без прокатного удостоверения;
- выдача прокатного удостоверения в РФ при ввозе зарубежных фильмов через Белоруссию.

Ключевые положения в отношении моратория:
- мораторий на наказание по ст. 14.58 КоАП РФ предлагается применять, если нарушение обусловлено мерами ограничительного характера в отношении российских ИП или юрлиц со стороны зарубежных стран/гос.объединений/союзов/учреждений, совершающих в отношении РФ/резидентов РФ недружественные действия.;
- недружественные действия – фактическое прекращение исполнения или отказ от заключенного лицензионного договора о предоставлении права использования объекта авторских/смежных прав по основаниям, не связанным с нарушением российским ИП или юрлицом своих обязательств по соглашению;
- предложено прекратить находящиеся в производстве судей соответствующие административные дела, а также не исполненные до момента вступления закона в силу постановления судов.

Вторым законопроектом предусматривается возможность выдачи прокатного удостоверения без предоставления договора об отчуждении исключительного права, лицензионного договора на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, доведение до всеобщего сведения аудиовизуального произведения при ввозе иностранного кино через Республику Беларусь.

На данный момент, разработанные поправки направлены для отзыва в Правительство РФ.
Отметим, что в силу актуального регулирования запрещен прокат/показ фильма без прокатного удостоверения, что влечет административную ответственность в виде штрафа до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие изменения необходимы для обеспечения проката кино из недружественных стран. По мнению разработчиков, поправки позволят сохранить отрасль без дополнительных мер поддержки из бюджета и обеспечить сохранение занятости в сегменте кинопроката, а также поступление налогов и иных платежей в бюджеты.
Отметим, что ранее предложенную идею о принудительном лицензировании кино Минэкономразвития РФ ранее не поддержало.

Реестр IT-экспертов

Минцифры выступило с инициативой о создании федерального реестра аккредитованных IT-экспертов.
Данный реестр будет согласован с Минюстом и находиться в введении Минцифры. Также возможно создание отраслевого союза судебных IT-экспертов.

Создание реестра вызвано необходимостью более компетентного рассмотрения в судах споров, касающихся IT-технологий и IT-продуктов, поскольку на данный момент суды не способны разобраться в IT-специфике и зачастую быстро рассматривают подобные дела и принимают решения, основываясь только на своём опыте, а не после детального рассмотрения и изучения фактической ситуации дела с объемной технической документацией, расчетами и т.д.

Отмечается, что сейчас работа судебных экспертов регламентирована Законом о судебно-экспертной деятельности. При этом в отношении информационных систем и линий связи, программных продуктов и оборудования отсутствуют судебные отраслевые эксперты с высокой квалификацией. Между тем в РФ множество высокопрофессиональных специалистов в IT-сфере, однако отсутствует институт таких экспертов и сам механизм их легитимизации и привлечения к рассмотрению споров/проведению отраслевой экспертизы.

Важно, чтобы критерии для судебного IT-эксперта разрабатывались с привлечением отраслевого сообщества, что также положительно повлияет на те случаи, когда нужен узкопрофильный специалист, а имеющиеся другие IT-эксперты не способны разобраться в иных сферах.
Предполагается, что соответствующие поправки в ближайшие месяцы предварительно обсудят с отраслью, а после внесут в Госдуму.

Китайское регулирование дипфейков

Администрация киберпространства Китайской Народной Республики разработала правила регулирования работы с дипфейками, которые порождают споры, касающиеся порядка их использования, в связи со способностью дипфейков вводить зрителей в заблуждение и создавать проблемы для людей, чьи изображения были использованы.

Основные предложения:
- дипфейк – технология, использующая алгоритмы генеративного синтеза для создания текстов, изображений, аудио- и видеоконтента;
- запрет создания дипфейков без разрешения изображенного субъекта, а также если применение этой технологии выступает угрозой национальной безопасности и социальной стабильности, нарушает общественный порядок, посягает на законные права и интересы граждан или несет в себе ложную информацию;
- введены случаи правомерного использование дипфейка (например, онлайн-издателями, в чат-ботах) при условии, что такой контент будет соответствующим образом промаркирован с указанием на использование алгоритма;
- вводится обязательная аутентификация реальной идентификационной информации пользователей;
- создатели дипфейков буду обязаны следить, чтобы их модели и алгоритмы были точными и регулярно пересматривались, а также должны обеспечивать безопасность собираемых ими данных.

Вводимое регулирование необходимо для здорового развития информационных услуг в Интернете и поддержания экологичного киберпространства.

Автор: Дарья Лазарева
09.02.2023