Аналитика и новости

Дайджест по интеллектуальной собственности № 114

03.11.2022

Дайджест по интеллектуальной собственности № 114

N.B. Минцифры РФ предоставило разъяснения по уровню средней зарплаты сотрудников, необходимой для аккредитации IТ-бизнеса: в 2023 г. для подтверждения среднего уровня зарплаты по региону/стране будет оцениваться зарплата за IV квартал 2022 г. и I квартал 2023 г., а в 2024 г. – за весь 2023 г. и I квартал 2024 г.

В сегодняшнем выпуске: методики расчета лицензионных платежей по оборонным РИД и проведения оценки при залоге нематериальных активов, а также наличие НДК в действиях по подаче заявки на товарный знак.

Как определять лицензионные платежи при передаче оборонных РИД?

В Минюсте РФ зарегистрирован приказ Роспатента, которым утверждена методика определения размеров лицензионных платежей при передаче гос.заказчиками от имени РФ прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, заинтересованному в их использовании лицу:
- лицензионные платежи выплачиваются в размере, определяемом согласно формуле, от фактического дохода/выручки, полученного лицензиатом от продажи продукта/оказания услуг, произведенного с использованием предоставленного РИД;
- в случае непоступления денег/иного имущества из-за зачета обязательств доходы признаются в периоде осуществления такого зачета в соответствующей сумме, на которую произведен зачет;
- при возврате ранее поступивших денег, учтенных при определении доходов, уменьшение суммы доходов осуществляется за месяц, в котором произведен возврат (если в этом месяце сумма доходов меньше суммы возврата поступивших денег, то разница уменьшает доходы других месяца/месяцев, следующих за месяцем, когда был осуществлен возврат);
- порядок выплаты лицензионных платежей, в т. ч. их периодичность, определяется лицензионным договором;
- указана формула для определения размера платежа;
- аналогичный порядок предусмотрен и для сублицензий.

Установленный порядок не применяется к лицензионным договорам, размеры платежей по которым определяются в силу порядка взимания лицензионных платежей за предоставление права использования РИД военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ.
Новые правила начали действовать с 30.10.2022.

Новый стандарт оценки ИС

Минэкономразвития РФ разработан проект приказа об утверждении нового ФСО «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)».

Среди ключевых нововведений:
- конкретизация объектов, подпадающих под действие нового ФСО: исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), средства индивидуализации согласно ст. 1225 ГК, права на их использование, а также сложные объекты, включающие несколько охраняемых РИД (ст. 1240 ГК РФ); при этом права на отдельные РИД в составе сложного объекта могут выступать в качестве самостоятельных;
- появление раздела об особенностях проведения оценки при залоге объектов интеллектуальных прав и прочих нематериальных активов (НМА): ликвидность таких активов предлагается оценивать по наличию сделок с ними или аналогичными объектами (в т.ч. по заключению лицензионных договоров) с компаниями, для которых такие объекты являются профильными, а также по ретроспективным данным (динамике объемов продаж продукции с использованием объекта оценки) и по «достоверно высокой» вероятности коммерциализации НМА.

Обновленный стандарт согласуется с «дорожной картой» плана трансформации делового климата «Интеллектуальная собственность» и заменит устаревший ФСО 2015 г. по оценке НМА и ИС.

Необходимость в новом разделе ФСО связана с совершенствованием кредитования под залог интеллектуальной собственности (ИС) и повышением залогового качества НМА, поскольку на данный момент в связи с имеющимися проблемами оценки ИС банки в большинстве своем отказывают в выдаче кредитов, обеспеченных НМА.
Новые правила стандарта помогут банкам определиться с ценностью ИС, но все же окончательное решение о принятии их в залог остается за кредитными организациями. Более того, реализация данного проекта может занять продолжительное время.

Подача заявки на товарный знак: когда будет НДК?

Компания в ФАС России хотела признать актом недобросовестной конкуренции (НДК) действия нарушителя, в т. ч. по подаче заявки на регистрацию товарного знака (ТЗ).
Антимонопольный орган отказался возбуждать дело, указав, что сама по себе заявка на ТЗ не образует состава НДК, т.к. не дает права подавшему ее лицу недобросовестно использовать обозначение. Однако компания обратился в суд, оспаривания решение ФАС России.

Первая инстанция не согласилась с подходом антимонопольного органа: недобросовестность должна быть установлена на момент обращения с заявкой в Роспатент, а НДК начинается еще до регистрации ТЗ.

Кассация СИП согласилась с этим:
- подача заявки на ТЗ не гарантирует предоставление Роспатентом решения об охране ТЗ;
- однако как НДК рассматриваются действия по приобретению права на ТЗ или по приобретению и использованию ТЗ: состав приобретения/использования предполагает завершившийся процесс приобретения и длящееся использование, а состав приобретения права на ТЗ в целом является длящимся (начинается, когда подана заявка, и заканчивается при окончании рассмотрения заявки без предоставления охраны ТЗ или в случае получения охраны);
- квалификация действий правообладателя по приобретению права на ТЗ путем его регистрации как НДК зависит от цели, преследуемой лицом при приобретении такого права, его намерений на момент подачи заявки;
- НДК в виде приобретения прав на ТЗ – это всегда умышленное нарушение, и момент проявления такого умысла может быть различным: умысел может быть ясен уже на стадии рассмотрения заявки, а может проявиться после получения исключительного права – с момента, когда стала ясна цель лица, получившего право на ТЗ;
- если признать верной позицию ФАС России о том, что НДК может быть квалифицирована только после приобретения права на ТЗ, заявителю сначала придется дождаться регистрации ТЗ, а только потом обращаться в ФАС России; однако такой подход ошибочен, т.к. вынуждает устранять уже наступившие последствия, а не предотвращать их, что не соотносится с целями антимонопольного законодательства;
- следовательно, действия, связанные с приобретением права на ТЗ, в т. ч. до фактического получения этого права и в отсутствие использования такого ТЗ, можно квалифицировать как нарушение Закона о защите конкуренции.

Автор: Дарья Лазарева
03.11.2022