Аналитика и новости

Реформу по увеличению государственных пошлин при обращении в суды могут признать неконституционной

21.11.2024

Реформу по увеличению государственных пошлин при обращении в суды могут признать неконституционной

Напомним, что с 9 сентября были многократно увеличены госпошлины при обращении в суды. Например, госпошлина за подачу иска в арбитражный суд увеличилась до 50 раз, а госпошлина за подачу иска в суд общей юрисдикции увеличилась до 15 раз.

Изменения в законодательстве вызвали широкий общественный резонанс. Как выяснилось, ряд депутатов голосовали против принятия соответствующего закона и неделю назад они подали запрос № 11748/15-01/2024 о проверке конституционности принятых положений.

По мнению депутатов, реформа была принята с нарушением парламентских процедур. Заключение Правительства отсутствовало, второе и третье чтения прошли в один день, Совет Федерации потратил три минуты на рассмотрение законопроекта.

По существу депутаты указывают, что принятые нормы ограничивают гражданам доступ к правосудию на основании их имущественного положения, следовательно, они не должны подлежать применению по причине их неконституционности.

Теперь если гражданин подает в суд общей юрисдикции иск неимущественного характера или имущественного характера с минимальной ценой спора, он должен уплатить госпошлину в размере 4 000 руб., что составляет почти 10% от медианной заработной платы в РФ*.

* медианная заработная плата в РФ – 46 751 руб. по данным Росстата на дату обращения 15.10.2024.

В случае, если гражданину потребуется обратиться в суд с имущественными требованиями в рамках кредитного договора, то после вычета прожиточного минимума*, госпошлина более чем в два раза превысит остаток медианной заработной платы в РФ.

* прожиточный минимум в РФ на гражданина – 19 329 руб., на ребенка – 17 201 руб. согласно постановлению Правительства от 12.06.2024 № 789 "Об установлении величины прожиточного минимума...на 2025 год".

При этом существующие механизмы уменьшения размера госпошлины, отсрочки и рассрочки не решают выявленную конституционную проблему. Судебная практика устанавливает крайне высокий доказательственный порог для применения указанных процессуальных механизмов.

Согласно статистическим данным за 2023 год, институт уменьшения размера госпошлины применялся в 1 из 5000 арбитражных дел. В апелляционной инстанции шанс на уменьшение госпошлины 1 к 25 641, а в кассационной инстанции 1 к 47 619.

Введение высоких размеров госпошлин соответственно ограничивают доступ к Конституционному Суду, поскольку право на обращение в КС РФ предшествует исчерпание гражданином всех мер судебной защиты.

Несмотря на то, что госпошлина на обращение в КС РФ осталась неизменной (450 руб. для граждан), «стоимость» предшествующих этапов увеличилась, как минимум, до 19 000 руб.

Например, для необходимости исчерпания ординарных средств защиты для обращение в КС РФ по экономическому спору нужно будет предварительно оплатить минимум 170 000 руб.

Таким образом, созданное регулирование противоречит принципу равенства всех перед законом, доступности судебной защиты прав и законных интересов, справедливости, соразмерности, недопустимости компенсации расходов государства на содержание и функционирование судебной системы за счет граждан.

Отсутствие у лица в силу его имущественного положения возможности уплатить госпошлину не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту.

Возможно, принятый недифференцированный подход к правовому регулированию госпошлин при обращении в суды будет признан неконституционным, и нас ждут новые изменения.

Авторы: Анна Рубина, Маргарита Калинина.
21.11.2024