Аналитика и новости

Дайджест по интеллектуальной собственности № 148

21.09.2023

Дайджест по интеллектуальной собственности № 148

Сегодня расскажем про кейс СИП о единой экономической цели, концепцию Цифрового кодекса, а также про изменения в части реестра хостинг-провайдеров и машиночитаемых доверенностей.

Одно нарушение при разных способах использования

ИП обратил в суд к ООО о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на фото в 300 тыс. руб. (по 150 тыс. руб. за 2 способа нарушения): ООО на своем сайте разместило фото, нарушив права ИП путем воспроизведения и доведения до всеобщего сведения.

Суды встали на сторону истца, рассчитав компенсацию за 2 способа незаконного использования: воспроизведение и доведение до всеобщего сведения на сайте.

СИП не согласился с расчетом и направил на пересмотр:
- по общему правилу, без предшествующего воспроизведения объект нельзя довести до всеобщего сведения, поэтому эти действия охватываются п. 56 ПП ВС РФ от 23.04.2019 № 10 и могут быть признаны 1 нарушением, когда воспроизведение объективно осуществляется для последующего доведения до всеобщего сведения – т.е. если неправомерное воспроизведение – неотъемлемый элемент последующего незаконного доведения до всеобщего сведения, то действия направлены на 1 экономическую цель и образуют 1 нарушение;
- в деле воспроизведение фото является неотъемлемой частью последующего доведения до всеобщего сведения, эти действия осуществлены ООО с целью оформления страницы сайта для привлечения внимания посетителей – изложенное свидетельствует о направленности действий на достижение 1 экономической цели;
- неправомерны указания апелляции, что разъяснения п. 56 ПП ВС РФ от 23.04.2019 № 10 не являются безусловным основанием для уменьшения компенсации - речь идет не о снижении компенсации, а об установлении количества совершенных нарушений, по которым потом определяется размер компенсации;
- действия ООО, указанные как 2 самостоятельных нарушения, направлены на достижение 1 экономической цели и образуют одно нарушение, в связи с чем компенсация выше 150 тыс. руб. (за 1 нарушение согласно расчету истца) неправомерно.

Апелляция судебный акт пересмотрела и снизила компенсацию с учетом позиции СИП.

Цифровой кодекс

Минцифры подготовлен проект концепции Цифрового кодекса.

Среди основных положений:
- единый для отрасли понятийный аппарат (на данный момент определения располагаются более чем в 10 НПА);
- четкие регуляторные требования к государственным информационным системам (ГИС) (сейчас эти требования «размыты», что приводит к их дублированию и невозможности использовать данные с разных ГИС);
- единый подход к цифровой идентификации граждан – комплексное регулирование облачных технологий, больших данных, ИИ (аспекты их применения до сих пор не описаны законодательно);
- вопросы электронного документооборота (единого документа в части регулирования данной сферы в РФ нет);
- цифровизация госуправления: полномочия органов власти в сфере информационно-коммуникационных технологий, правовая конструкция работы платформы «Гостех», порядок работы электронного правительства и предоставления госуслуг в электронном виде;
- вопросы электронной коммерции и защиты потребителей в онлайн-среде, защиты персональных данных и конфиденциальности.

Документ необходим для систематизации разрозненных нормативных актов в IT-области и связи, которые не учитывают особенностей современных технологий. Единые правила, по мнению разработчиков, избавят от внутренних противоречий и устаревших норм, позволят быстрее и качественнее предоставлять госуслуги, снизят расходы на создание ГИС, обеспечат более прозрачное взаимодействие государства с пользователями и увеличат безопасность использования современных интернет-сервисов. Документ станет правовой основой для отраслевого и межотраслевого взаимодействия участников рынка.

При этом концепция документа не включает в себя регулирование ряда вопросов (например, СМИ и их контент, цифровые платформы и экосистемы и т.д.). Предполагаем, что документ, затрагивающий общее регулирование, еще будет дорабатываться, чтобы в более полно охватить общественные отношения, возникающие в цифровой среде.

Реестр хостинг-провайдеров

На общественное обсуждение вынесен проект Постановления Правительства РФ о порядке формирования и ведения реестра хостинг-провайдеров.

Реестр будет электронным на базе информсистемы РКН.
Реестровая запись, среди прочего, будет содержать:
- информацию о провайдере хостинга, в т.ч. о сетевых адресах, о подключении к Интернету, местоположении вычислительных мощностей и точках обмена трафиком;
- сведения о наличии уникального идентификатора совокупности средств связи/иных тех.средств в Интернете (автономная система), в т.ч. номер автономной системы;
- уникальный номер реестровой записи, даты ее включения и изменения сведений в реестре;
- контактная информация об ответственных лицах провайдера.
Также введены правила формирования и ведения реестра, состав включаемых сведений, порядок их включения/исключения из реестра и механизм предоставления данных из реестра.

В реестр сведения о хостинг-провайдере будут внесены после получения уведомления от лица о начале деятельности. Данное уведомление также необходимо будет оформлять по правилам, предлагаемым проектом Постановления Правительства РФ. Уведомление важно направить в электронном виде через личный кабинет на сайте РКН в срок не позднее 10 рабочих дней до начала деятельности.
РКН после получения сведений обязан будет их проверить за 10 рабочих дней с даты получения уведомления. Предусмотрен также механизм приостановления и дозапроса недостающих сведений, но если вопросов не возникнет, то реестровую запись сформируют в течение 3 рабочих дней с даты рассмотрения уведомления. В такой же срок и изменяются реестровые записи.

Среди оснований для исключения сведений из реестра:
- прекращение деятельности, приостановление предоставления вычислительной мощности для размещения информации в информ.системе, постоянно подключенной к Интернету;
- неустранение выявленных нарушений, указанных в требовании РКН по Закону об информации, или непредставление в РКН сведений о принятых мерах.
Решение об исключении сведений направляется провайдеру через личный кабинет в течение 1 рабочего дня с даты принятия.

Предполагается, что изменения начнут действовать с 01.12.2023. При этом провайдеры, которые до дня вступления в силу поправок в Законы об информации и связи вели деятельность по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информ.системе, постоянно подключенной к Интернету, и продолжают ее осуществлять после начала действия поправок, обязаны также направить уведомление в РКН не позднее 15.12.2023.

Машиночитаемые доверенности: новые изменения

Начало действовать Постановление Правительства РФ об изменениях в порядок хранения, использования и отмены машиночитаемых доверенностей (МЧД).

Среди поправок:
- информсистему головного удостоверяющего центра (один из ресурсов хранения МЧД) заменят на ЕСИА – теперь туда операторы остальных систем хранения будут передавать данные о документе;
- минимальный период хранения сведений о доверенности в ЕСИА – 5 лет со дня истечения срока действия/времени отмены;
- расширен перечень сведений о доверенности – внутренний номер, срок действия;
- тот, кто использует документ, сможет получить информацию через Госуслуги, за исключением персональных данных;
- заявление об отмене доверенности нужно заверять квалифицированной ЭП.

Изменения вступают в силу сегодняшнего дня, но некоторые поправки не применяются до 01.03.2024.

Автор: Дарья Лазарева.
21.09.2023