Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 128

20.03.2023

Дайджест по антимонопольной практике № 128

Регулирование деятельности маркетплейсов, антимонопольные иски против Tesla и разработка «Правил о неконкуренции» в США.

Регулирование деятельности маркетплейсов

Недавняя забастовка владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries раскрыла проблемы в работе с маркетплейсами. В этой связи на законодательном уровне обсуждают разработку специального закона, регламентирующего работу маркетплейсов.

ФАС России по этому поводу отметила, что взаимоотношения поставщиков и платформы регулируются гражданским законодательством, поэтому без признаков доминирующего положения и ограничения конкуренции ведомство не будет вмешиваться в гражданские отношения и выносить предписания маркетплейсу.

В 2022 году ФАС России и IT-компании подписали принципы взаимодействия участников цифровых рынков, в соответствии с которыми компании должны устанавливать понятные и прозрачные правила, а формулировки в них не должны допускать чрезмерно расширенного толкования, которое ведет к необоснованной блокировке, ограничению пользователей и расторжению договоров.

Маркетплейсы могут лишить права по своему усмотрению блокировать продавцов или списывать их средства в виде штрафов. Правила, по которым площадки смогут налагать такие санкции, предложено закрепить в законопроекте «пятого антимонопольного пакета». Учитывая возникшие трудности между продавцами и маркетплейсом в законопроект могут внести дополнительные поправки.

Антимонопольные иски против Tesla

Против Tesla Inc подали в суд несколько антимонопольных исков, в которых компанию обвиняют в незаконном сдерживании конкуренции на техническое обслуживание и замену деталей для электромобилей, вынуждая владельцев платить больше и дольше ждать ремонтные услуги.

В одном из исков утверждается, что Tesla использует свое программное обеспечение и оборудование, чтобы искусственно ограничивать доступ сторонних поставщиков автосервиса к необходимым диагностическим инструментам, запчастям. Это, по мнению истцов, имеет негативное влияние на конкурентоспособность поставщиков услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей.

В своих требованиях заявители призывают к проверке монополии Tesla на услуги по ремонту и запчастям, а также просят компанию сделать свои руководства по ремонту и диагностические инструменты доступными для частных лиц и независимых ремонтных мастерских по разумной цене.

Если иски будут удовлетворены, это может привести к тому, что Tesla обяжут предоставлять сторонним поставщикам услуг доступ к необходимым инструментам и компонентам, а также программному обеспечению для диагностики и обслуживания ее автомобилей.

«Правила о неконкуренции» в США

По инициативе Администрации президента США Федеральная торговая комиссия (FTC) решила разработать правила, запрещающие американским компаниям вносить в трудовые договоры условия, по которым работник обязуется не искать работы у конкурентов работодателя в определенный период времени после ухода с работы (Правила о неконкуренции).

По данным FTC, Правила о неконкуренции эксплуатируют рабочих, значительно снижают заработную плату, «душит» новые предприятия и препятствуют экономической свободе рабочих, тогда как есть менее опасные инструменты для защиты коммерческой тайны и других деловых интересов, чем условия о неконкуренции. В этой связи регулятор пришел к выводу, что такие соглашения представляют собой недобросовестный метод конкуренции.

Правила FTC предназначены для применения на федеральном уровне. В настоящее время 18 штатов США имеют собственные законы, которые регулируют использование соглашений о неконкуренции.

Ключевые положения новых правил:

- условия о неконкуренции между нынешними и бывшими работниками будут отменены – работодатели должны уведомить работников о том, что текущие или прошлые запреты на конкуренцию не имеют обязательной силы;
- дается точное определение условиям о неконкуренции – это договорные условия, которые не позволяют работнику искать или принимать работу у какого-либо лица или вести бизнес после завершения работы работника у работодателя;
- предлагаемое правило распространяется на другие ограничительные соглашения, такие как соглашения о неразглашении, если они де-факто не конкурируют.

Инициатива FTC вызвала ожесточенные споры между сторонами. Некоторые эксперты считают, что запрет на соглашения о неконкуренции будет способствовать повышению мобильности рабочей силы и стимулировать рост экономики, в то время как другие опасаются, что это правило повредит бизнесу и заставит компании искать способы обхода его положений. Сторонники таких соглашений настаивают на том, что запрет на конкуренцию нанесет вред работникам разных отраслей и должностей, ограничивая свободу передвижения рабочих и ограничивая конкуренцию.

Авторы: Артем Анпилогов, Александра Шрамко.
20.03.2023