Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 115

05.12.2022

Дайджест по антимонопольной практике № 115

Уточнение полномочий ФАС России в сфере раскрытия картелей, разъяснения о регулировании субъектов естественных монополий, нарушение британским банком правил межбанковских комиссий.

Уточнение полномочий ФАС России в сфере раскрытия картелей

Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в Закон о защите конкуренции и Закон о госзакупках, в соответствии с которым уточняются полномочия регулятора при выявлении им нарушений за антимонопольные соглашения и согласованные действия.

Вносятся следующие изменения:

- при проведении проверок должностные лица антимонопольного органа несут ответственность;
- должностные лица антимонопольного органа вправе по мотивированному требованию при проведении плановых/внеплановых проверок получать объяснения от физлиц, ИП, руководителей/работников организаций, должностных лиц органов исполнительной власти (данные пояснения подписываются указанными лицами и приобщаются к материалам проверки);
- резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков от административной ответственности/смягчения ответственности (без указания их наименований);
- хозяйствующий субъект (или группа лиц), заключивший антиконкурентное соглашение или осуществивший согласованные действия, в целях смягчения административной ответственности/освобождения от ответственности вправе подать в заявление о совершении данных нарушений;
- уточнено содержание и порядок подачи заявления лицом о заключении антимонопольного соглашения/осуществлении антимонопольных действий в целях смягчения или освобождения от административной ответственности;
- заказчик должен включать в извещение о закупке предупреждение об ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства;
- не допускается предварительное уведомление о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (о координации организаторами торгов, запроса котировок/предложений или заказчиками деятельности их участников, о заключении соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции и/созданию преимущественных условий для каких-либо участников).

Необходимость внесения изменений в законы, инициатор мотивирует тем, что антиконкурентные соглашения/согласованные действия представляют серьезную угрозу конкуренции, не стимулируют производителей к снижению цен и повышению качества на товары, приводят к росту цен, тем самым наносят вред потребителям, в связи с чем, уточнение полномочий регулятора способствует ускорению выявления нарушений.

Разъяснения о регулировании субъектов естественных монополий

ФАС России опубликовала разъяснения о регулировании цен на услуги субъектов естественных монополий, в соответствии с которыми пояснил, что к субъектам естественной монополии относятся хозяйствующие субъекты, которые подпадают под следующие критерии:

- осуществляют деятельность в сферах, указанных в ст. 4 Закона о естественных монополиях (железнодорожные перевозки, транспортировка газа/нефти, услуги по передаче тепловой энергии/ электрической энергии и тд.);
- имеют на праве собственности/ином законном основании объекты, используемые для осуществления указанной деятельности.

Если хозяйствующий субъект соответствует этим критериям (в т.ч. в случае отсутствия ценового регулирования), он попадает под особый правовой режим, предусмотренный Законом о защите конкуренции, вместе с тем, в отношении него сохраняется госрегулирование и применяются стандарты раскрытия информации и нормы недискриминационного доступа к услугам.

Нарушение британским банком правил межбанковских комиссий

Платежный регулятор Великобритании (PSR) признал банк Barclays виновным в непредоставлении своим клиентам (продавцам розничной торговли) информации о стоимости банковских услуг. В связи с нарушениями банком правил межбанковских комиссий, ритейлеры, которые пользовались услугами эквайринга карт Barclays, не были осведомлены о размере взыскиваемых с них комиссий.

Из-за того, что компании не обладали информацией о размере комиссий, они не могли сравнивать цены на платежные услуги, искать более дешевые предложения или договариваться с тем же банком о заключении иных сделок. Такие действия привели к ограничению прав клиентов. Регулятор отметил, что розничные продавцы и потребители должны получать соотношение цены и качества платежных услуг, а правила межбанковских комиссий обеспечивают соблюдение данного принципа. Неспособность Barclays быть прозрачным с продавцами в отношении комиссий, означает, что они могут упустить заключение более выгодных сделок.

PSR оштрафовал Barclays, а также обязал предоставить ритейлерам полную информацию по услугам обработки платежей Barclays.

Отмечается, что это второе дело, когда государство вмешивается в регулирование межбанковских комиссий. Ранее банки группы NatWest (National Westminster Bank, Royal Bank of Scotland, Ulster Bank and Coutts & Co.) были оштрафованы за завышение комиссий по операциям с кредитными картами.

Авторы: Анна Акифьева, Александра Шрамко.
05.12.2022