Новости и комментарии

Дайджест по антимонопольной практике № 52

26.07.2021

Дайджест по антимонопольной практике № 52

Новое разъяснение о возможности создания закупочных союзов, одобрение крупных сделок с установлением строгих условий их осуществления и крупный штраф производителям очков во Франции

Разъяснение ФАС России о закупочных союзах

Антимонопольный орган выпустил новое разъяснение, касающееся вопроса создания закупочных союзов в рамках действующего антимонопольного законодательства.

Так, согласно официальной позиции антимонопольного органа действующее антимонопольное законодательство предусматривает возможность создания закупочных союзов. Однако, учитывая, что в Законе о защите конкуренции отсутствует понятие "закупочный союз", то осуществление совместных закупок несколькими хозяйствующими субъектами может быть признано соглашением, на которое распространяются правила, предусмотренные указанным законом.

Таким образом, субъекты, принявшие решение организовать закупочный союз, должны осуществить проверку условий создания и функционирования такого союза на предмет наличия рисков заключения антиконкурентного соглашения.

В месте с тем хозяйствующим субъектам стоит учитывать, что ряд соглашений может быть заключен без рисков нарушения антимонопольного законодательства посредством:

- договора коммерческой концессии;

- соглашения, доля на рынке участников которого не превышает 20 % (для вертикальных соглашений);

- соглашения между хозяйствующими субъектами, суммарная выручка которых не превышает 400 млн. рублей (для "иных" соглашений);

- соглашения, направленного на совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса, повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

- соглашения, направленного на получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным участниками соглашения;

- соглашения, заключенного внутри подконтрольной группы лиц;

- соглашения о совместной деятельности, заключенного с согласия антимонопольного органа;

- создания конкурентами юридического лица с согласия антимонопольного органа.

Кроме того, действующее законодательство позволяет объединяться независимым друг от друга хозяйствующим субъектам в одну торговую сеть путем использования торговых объектов под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность создания закупочных союзов, которые будут способствовать оптимизации закупок для его участников, при условии соблюдения антимонопольных требований.

Одобрение крупных сделок СИБУР/ТАИФ и МАГНИТ/ДИКСИ

За последние две недели ФАС России одобрила две крупные сделки по приобретению:

1. Торговой сетью "Магнит" (АО "Тандер") прав определения условий осуществления предпринимательской деятельности торговой сети "Дикси";

2. ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ" 100 % голосующих акций АО "ТАИФ".

Однако, согласно предписанию антимонопольного органа совершение указанных сделок может быть осуществлено только при соблюдении ряда обязательных условий.

Так, сделка Магнит/Дикси может быть осуществлена при совершении следующих действий:

- до 1 июля 2022 года объединенная торговая сеть Магнит/Дикси должна снизить свою долю до 35% в ряде областей и муниципальных округов;

- не злоупотреблять своим доминирующим положением;

- обеспечить исполнение торговой сетью "Дикси" всех заключенных на момент совершения сделки краткосрочных и долгосрочных контрактов с третьими лицами;

- в течение одного года с момента совершения сделки обеспечить исполнение торговой сетью "Дикси" всех взятых  дополнительных социальных обязательств по установлению нулевой ежеквартальной наценки на социально значимые товары и реализации программы лояльности для пенсионеров.

Кроме того, слияние торговых сетей будет проходить только в тех муниципальных образованиях, где доля «Магнита» не превышает 25%.

В свою очередь ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ" сможет осуществить сделку только при условии обеспечения:

- исполнения СИБУР/ТАИФ взятых на себя обязательств на момент осуществления сделки;

- удовлетворения внутреннего рынка товарами производства ПАО "СИБУР ХОЛДИНГ";

- добросовестности доминирующего субъекта при заключении договоров с третьими лицами;

- закупки и реализации товаров на конкурентных условиях посредством прозрачных биржевых и внебиржевых ценовых индикаторов, сложившихся в зоне активного потребления или производства соответствующих товаров, а также реализации продукции по прямым долгосрочным контрактам, с учетом возможности эффективной доставки товара для потребителя;

- разработки торговой политики.

Таким образом, в первом случае антимонопольный орган обеспечил совершение сделки, не допустив усиления и создания крупной торговой сети, которая занимала бы доминирующее положение на всей территории России, а во втором случае обеспечил удовлетворение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов и нефтехимии при соблюдении условий конкуренции.

Очки надо?

Французский антимонопольный орган оштрафовал производителей очков LVMH и Logo (TAG Heuer), Luxottica (Chanel, Ray-Ban, Oakley, Prada, Burberry, Bulgari, Dolce & Gabanna, Armani, Michael Kors, Miu Miu,  Ralph Lauren) на общую сумму 125 804 000 евро в связи с ограничением свободы ценообразования своих дистрибьюторов.

По мнению регулятора, антиконкурентные действия производителей, которые привели к негативным последствиям для неопределенного круга потребителей, заключались в следующем:

- установление для дистрибьюторов рекомендованных розничных цен и поощрение за их поддержание;

- установление ограничений или запретов на применение скидок и проведение рекламных акций;

- организация мониторинга цен, при котором каждый дистрибьютор следил за своим конкурентом ("ценовая полиция");

- применение санкций к дистрибьюторам за неподчинение в виде задержки или приостановки доставки товара, отзыва разрешения, необходимого для распространения некоторых брендов, блокировки учетных записей;

- запрет на реализацию некоторых брендов в сети Интернет.

Таким образом, дистрибьюторы не могли свободно определять цены на продукцию производителей очков, в том числе в Интернете, что препятствовало развитию их продаж. При этом конечные покупатели были лишены возможности в полной мере использовать преимущества конкуренции между различными магазинами очков (дистрибьюторами) и получать выгоду от лучшей цены.

Автор:Артем Анпилогов.

26.07.2021