Аналитика и новости

Дайджест по судебной практике № 150

29.09.2023

Дайджест по судебной практике № 150

В фокусе внимания этой недели: поправки о рассмотрении ряда дел об административных правонарушениях, кейс о возможности включения в конкурсную документацию требования заключения письменного договора о задатке, а также спор о подсудности дела швейцарскому суду из-за санкций.

Административная ответственность бизнеса: изменения

На общественное обсуждение вынесен законопроект Минюста о поправках в КоАП РФ.

Среди предлагаемых изменений:
- дело об административном правонарушении (АП) в связи с нарушением требований, оценка соблюдения которых является предметом гос.контроля/надзора, муниц.контроля, может быть возбуждено только должностным лицом такого органа (для оперативного пресечения АП данное правило не распространяется на прокуроров при возбуждении дел об АП);
- исключен ряд полномочий ОВД по составлению протоколов/рассмотрению дел об АП в тех сферах, где они не наделены полномочиями по осуществлению гос.контроля/надзора;
- сохранены за должностными лицами ОВД полномочия по привлечению к админ.ответственности, если требуется оперативное реагирование на нарушения законов.

Предполагается, что изменения снизят административную нагрузку на предпринимателей, повысят бизнес-климат и исключат случаи, когда за нарушение разные ведомства могут привлечь к ответственности по одинаковой статье.

Обязательный задаток – препятствие для участников торгов?

Комитет Правительства СПб опубликовал на сайте извещение о продаже с торгов жилых помещений. Среди обязательных условий – обеспечение заявки задатком и заключение письменного договора о задатке. На это условие пожаловался гражданин: такое требование нарушает открытость и прозрачность торгов, обязывая участника заключить договор о задатке, перечислить задаток, включив в состав заявки документ об оплате и подписанный договор.

УФАС усмотрела в этом нарушение конкуренции, но Комитет обратился в суд.
Три инстанции встали на сторону УФАС: требованием об обязательном заключении договора о задатке организатор торгов создал необоснованные препятствия потенциальным покупателям к участию в торгах.

ВС РФ, в свою очередь, признал решение УФАС недействительным:
- Комитет при формировании конкурсной документации руководствовался порядком из утверждённого Регламента проведения торгов, по которому внесение обеспечения заявки на торгах оформляется договором о задатке, а порядок его заключения – извещением (данный механизм действовал при проведении торгов, не был признан незаконным и нарушающим права граждан, а потому подлежал применению);
- обязанность участников торгов вносить задаток в размере/сроки/порядке согласно извещению установлена в п. 5 ст. 448 ГК РФ;
- требования Комитета, связанные с заключением письменного договора о задатке, основаны на положениях действующего законодательства и в равной мере применимы ко всем участникам закупки – изложенное не приводит к исключению участников по причинам, не связанным с обеспечением потребностей заказчика;
- учитывая природу задатка (обеспечительный платеж) и действующий порядок Регламента, УФАС не представил доказательств, что оспариваемые условия привели к созданию административного барьера участия в конкурсе и необоснованному ограничению количества участников;
- более того, гражданин не может быть отнесен УФАС к лицам, права/интересы которых могли быть восстановлены при рассмотрении жалоб (ч. 2 ст. 18,1 ЗоЗК), поскольку при подаче жалобы он не представил доказательства подачи заявки на участие в конкурсе, не ссылался на какие-либо препятствия для своевременного представления организатору нужных документов.

Сбербанк VS New Stream Trading AG: где судиться?

Компания New Stream Trading AG. – должник Сбербанка на более 39 млрд. руб. по договорам поручительств (обеспечение обязательств АО «Антипинский НПЗ»). Факт и размер долга подтверждены вступившими в силу решениями судов, исполнение не произведено.
31.05.2022 Компания обратилась в суд Швейцарии к компаниям Сбербанка о взыскании ущерба около 560 млн. долларов США (внедоговорная ответственность), причиненного действиями группы Сбербанк деятельности АО и Компании.

Сбербанк обратился в АСГМ с учетом п. 4 ч. 2 ст. 248.2 АПК РФ просил запретить разбирательство в суде Швейцарии:
- возможное причинение Компанией значительного ущерба из-за введения санкций, в т.ч. 7 пакета санкций ЕС;
- преимущественное положение Компании по сравнению с российским лицом при рассмотрении спора в иностранном суде – в условиях санкций Швейцарии в отношении российского лица его возможности по защите существенно ограничены, и фактически защита сейчас может осуществляться только в пределах территории и юрисдикции РФ.

Компания возражала:
- спор в Швейцарии корпоративный (причинение ущерба из-за недобросовестного корпоративного поведения руководства компаний Сбербанка - эти обстоятельства установлены Лондонским международным арбитражным судом, решение которого признано в Швейцарии);
- в силу норм Швейцарии в отсутствие соглашения об иной подсудности спор подлежит разрешению в суде Швейцарии и не относится к АСГМ;
- корпоративный спор основан не на арбитражной/пророгационной оговорке, а на исключительной компетенции иностранного суда на рассмотрение дела в силу национального регулирования задолго до введения санкций, т.е. эта компетенция не может быть отменена/пересмотрена российским судом;
- Сбербанк не ограничен в получении профессиональной юрпомощи в Швейцарии, предоставление права на судебную защиту допустимо, а присутствие группы компаний в Германии, Нидерландах и Индии позволяет технически проводить все платежи, связанные с арбитражем.

Суд постановил запретить продолжать разбирательство в Швейцарии:

- сведения о примененных санкциях общеизвестны, доступны на оф.сайте законодательства ЕС, Швейцария – «недружественная страна» и присоединилась к мерам 7 пакетом санкций ЕС, заблокировав активы компании группы Сбербанка;
- сам факт введения в отношении российского лица ограничительных мер достаточен для вывода об ограничении его доступа к правосудию за рубежом, а запреты и персональные санкции поражают российских лиц в правах как минимум репутационно и тем самым заведомо ставят их в неравное положение с иными лицами;
- с учетом позиций ВС РФ введение в отношении РФ ограничительных мер иностранными государствами напрямую препятствует в доступе к правосудию ее резидентов, т.е. экономический спор подлежит отнесению к юрисдикции суда РФ;
- следовательно, факт введения в отношении российского лица, участвующего в споре в суде Швейцарии, санкций достаточен для вывода об ограничении доступа к правосудию и свидетельствует о безосновательности довода Компании об отнесении спора к исключительной компетенции суда Швейцарии – с учетом этого такой спор может быть рассмотрен АСГМ, и требование Сбербанка о запрете правомерно (более того, суд Швейцарии разбирательство еще не завершил), в этой связи Компания должна предъявить именно в арбитражный суд РФ иск, аналогичный рассматриваемому в Швейцарии;
- несостоятельна ссылка Компании на практику об отсутствии компетенции суда рассматривать подобный корпоративной спор, т.к. в силу АПК РФ и позиций ВС РФ этот спор хоть и обладает признаками корпоративного, но связан с управлением в юрлице, зарегистрированным в РФ, а приведенные судебные акты не направлены на ограничение компетенции судов РФ на рассмотрение подобных споров.

Автор: Дарья Лазарева.
29.09.2023