Аналитика и новости

Дайджест по закупочной деятельности № 69

09.04.2024

Дайджест по закупочной деятельности № 69

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящён следующим темам:

Возобновлены внеплановые проверки ряда ИТ-компаний

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.03.2024 № 340 ФАС России и её территориальные органы с 28.03.2024 вправе осуществлять внеплановые проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства аккредитованными ИТ-компаниями. Данные проверки проводятся в случаях, когда есть признаки:

- антиконкурентных соглашений хозсубъектов;
- монополистической деятельности владельцев цифровых платформ;
- незаконных соглашений или действий ряда органов, юрлиц и др.;
- несоблюдения требований к торгам, запросам котировок и предложений.

Кто отвечает за соответствие независимой гарантии требованиям законодательства? (Закон № 44-ФЗ, Закон № 2223-ФЗ)

ФАС России в своём письме от от 26.03.2024 №28/25182/24, сообщила следующее.

Согласно Закону № 44-ФЗ ответственность за соответствие независимой гарантии требованиям несёт банк, а не победитель закупки. Механизм контроля за действиями банков в таких случаях предусмотрен в ч.2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

По результатам проведения контрольных мероприятий на основании жалоб и обращений участников закупок в действиях банков ФАС России установила нарушения ч.8.2 статьи 45 Закона №44-ФЗ, выразившиеся в выдаче независимых гарантий, не соответствующих типовым формам, дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ №1005 от 08.11.2013, или положениям Закона №44-ФЗ (в т.ч. ч.1 и 2 ст.37 при заключении контракта со снижением НМЦК на 25% и более).

Ведомство также обратило внимание на то, что по Закону №223-ФЗ банки не отнесены к субъектам контроля. В связи с чем проведение контрольных мероприятий в отношении действий банка, выдавшего ненадлежащую банковскую гарантию для целей участия в закупке по Закону №223-ФЗ, не может быть осуществлено.

Вправе ли организация заниматься лицензированной деятельностью по адресам, отличным от указанных в лицензии? (Закон № 44-ФЗ)

По результатам проведения закупки были заключены контракты оказание услуг по санаторно-курортному лечению. Контрактами была установлена обязанность исполнителя оказывать услуги по определенным адресам, а также соблюдать требования, предусмотренные действующим законодательством, в том числе лицензионные требования.

В ходе выездной проверки выяснились факты ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств в части размещения граждан и оказания им медицинских услуг не по адресам, указанным в контракте и медицинской лицензии. Заказчик расторг контракты в одностороннем порядке. Полагая, что действия заказчика являются незаконными и необоснованными, исполнитель обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суды 3-х инстанций стали на сторону заказчика, отметив:

- исполнитель обязан оказывать услуги исключительно по адресам, указанным в контракте и лицензии;
- оказание услуг не по указанным адресам приводит к нарушению прав граждан и не позволяет обеспечить безопасность их нахождения в местах, несогласованных с заказчиком.

ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Документ: Определение ВС РФ от 14.03.2024 № 305-ЭС24-1352 по делу № А40-26426/2023

Автор: Ольга Жвирбля.
09.04.2024