Аналитика и новости

Дайджест по закупочной деятельности № 62

12.09.2023

Дайджест по закупочной деятельности № 62

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящён следующим темам:

Как участнику закупки подтвердить наличие лицензий? (Закон № 44-ФЗ, Закон № 2223-ФЗ)

Специалисты Минэкономразвития России в письме от 25.08.2023 № ОГ-Д24-7294 сообщают, что единственным источником, подтверждающим наличие лицензии, является реестр лицензий. Участнику закупки достаточно указать реквизиты такой лицензии: регистрационный номер и дату её предоставления.

Помимо этого, в письме указано, что нельзя подтверждать наличие лицензии:

- копией лицензии на бумажном носителе;

- выпиской из реестра лицензий.

Выписка из реестра лицензий носит исключительно информационный характер и после её составления в реестр могут быть внесены изменения.

Определены условия взаимного признания банковских гарантий государствами – членами ЕАЭС (Закон № 44-ФЗ)

Совет Евразийской экономической комиссии утвердил порядок обмена информацией в целях взаимного признания банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в государствах - членах ЕАЭС, а также перечень критериев, которым должны соответствовать гаранты государств - членов ЕАЭС, осуществляющие выдачу банковских гарантий для целей участия в государственных (муниципальных) закупках в других государствах-членах.

В целях обеспечения обязательств при осуществлении госзакупок к банкам-гарантам предъявляются следующие требования:

- отсутствие у гаранта государства-члена принципала в течение последних 12 месяцев подтвержденных в судебном порядке в соответствии с законодательством государства-члена бенефициара необоснованно неисполненных или исполненных не в полном объеме обязательств перед бенефициаром по банковской гарантии, выданной в рамках Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;

- размер собственных средств гаранта – эквивалент не менее 60 млн долларов США (до 1 января 2030 года для банков, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики, наличие размера собственных средств – эквивалент не менее 50 млн долларов США);

- минимальное значение норматива достаточности капитала гаранта – 12,5%.

Вместе с тем, установлены правила взаимодействия соответствующих уполномоченных органов при включении гарантов в перечень гарантов и исключения из него.

Документ вступает в силу 30.09.2023, но не ранее даты вступления в силу Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.

Вернёт ли банк комиссию, если заказчик не принял гарантию победителя? (Закон № 44-ФЗ)

Заказчик отклонил гарантию, так как документ среди прочего не разрешал направлять требование о выплате в электронной форме. Победителя признали уклонившимся.
Антимонопольный орган и суд сочли действия заказчика законными: гарантия не соответствовала извещению и Закону № 44-ФЗ. Победитель обратился в банк с требованиям вернуть комиссию за выдачу обеспечения, но последний отказал.

Суды 3-х инстанций взыскали денежные средства:

- победитель не согласовывал текст гарантии;

- комиссию платят не за выдачу формального документа, а за обеспечение исполнения контракта;

- гарантия содержала отлагательное условие — заключение контракта. Договор с банком считали заключенным лишь после подписания контракта. Этого не произошло;

- банк обязан обеспечить соответствие гарантии Закону № 44-ФЗ. Однако, он этого не сделал.

Документ: Постановление АС Московского округа от 28.08.2023 по делу № А40-266990/2022

Автор: Ольга Жвирбля.
12.09.2023