Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 109

28.09.2022

Дайджест по договорным отношениям № 109

В сегодняшнем дайджесте:

Цессия из агентского договора

Фабула дела:

Принципал обратился к агенту с иском о взыскании задолженности, неустойки, процентов из агентского договора, права принципала по которому перешли к Истцу на основании договора цессии. В свою очередь Ответчик заявил встречный иск о признании договора цессии ничтожной (мнимой). Суды в иске о взыскании долга отказали, указав, что по договору цессии передано несуществующее денежное требование, поскольку до расторжения агентского договора новым кредитором у Ответчика не возникли денежные обязательства, а у первоначального кредитора – права требования возврата денежных средств. Кроме того, согласие ответчика на уступку прав по агентскому договору отсутствует. В иске о признании цессии ничтожной было отказано.

Верховный Суд судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение, отметив:

1) На основании договора цессии к новому кредитору в полном объеме перешли требования к должнику, возникшие из агентского договора, в том числе, право требовать возврата уплаченных цедентом сумм в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения должником своих обязательств по агентскому договору, а также уплаты пени, неустоек, штрафов, убытков и любых других сумм, вытекающих из указанного договора. Указанные требования принадлежали цеденту на момент заключения договора цессии.

2) При оценке того, имеет ли личность кредитора в обязательстве существенное значение для должника, необходимо исходить из существа обязательства. Если стороны установили в договоре, что личность кредитора имеет существенное значение для должника, однако это не вытекает из существа возникшего на основании этого договора обязательства, то подобные условия следует квалифицировать как запрет на уступку прав по договору без согласия должника.

3) При этом соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку. Уступка требования по денежному обязательству в нарушение условий договора о предоставлении согласия должника или о запрете уступки, по общему правилу, действительна независимо от того, знал или должен был знать цессионарий о достигнутом цедентом и должником соглашении, запрещающим или ограничивающим уступку.

4) Вместе с тем, если цедент и цессионарий, совершая уступку вопреки названному договорному запрету, действовали с намерением причинить вред должнику, такая уступка может быть признан недействительной (статьи 10, 168 Гражданского кодекса).

Данные обстоятельства должны быть изучены судом первой инстанции.

Какие принципы права входят в категории публичного порядка?

Между японской и российской компаниями возник спор из договора. Японская компания, полагая, что общество не выполняет обязательства по оплате работ, в том числе за заново изготовленную документацию, обратилась с иском в международный арбитражный суд при Международной торговой палате о взыскании с общества задолженности. Исковые требования были удовлетворены арбитром. Арбитражный суд Ульяновской области привел данное решение в исполнение на территории РФ.

Верховный Суд судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение, указав:

1) В признании или приведении в исполнение арбитражного решения независимо от того, в какой стране оно было вынесено, может быть отказано, если компетентный суд определит, что такие действия противоречат публичному порядку РФ.

2) Под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы РФ.

3) Одним из элементов публичного порядка является принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности, предполагающий восстановление нарушенного права, но не обогащение в результате защиты нарушенного права (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 10 ГК).

4) В настоящем случае японской компанией в подтверждение заявленных требований не были представлены соответствующие допустимые и относимые доказательства, подтверждающие наличие у общества задолженности перед компанией, следовательно, не подтверждено встречное предоставление компании, а исполнение решения международного коммерческого арбитража без встречного предоставления со стороны компании будет нарушать принцип соразмерности взыскания. При рассмотрении спора в арбитражном учреждении компания не представила документы, подтверждающие истребование ответчиком и выполнение истцом спорных работ, их объем, соответствующие затраты, а также факт принятия работ ответчиком.

5) Любое требование, заявленное компанией при рассмотрении спора в арбитражном учреждении, должно подтверждаться соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, что обеспечит соблюдение такого элемента публичного порядка РФ как принцип законности. Принцип законности судебного решения, включающий в себя в широком смысле обоснованность, мотивированность, окончательность судебного акта, является основополагающим принципом, поскольку только таким судебным актом устанавливается правовая определенность спорных отношений и определяются взаимные права и обязанности их участников.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
28.09.2022