Аналитика и новости

Дайджест по антимонопольной практике № 114

21.11.2022

Дайджест по антимонопольной практике № 114

Реформирование правосудия в ЕАЭС в сфере защиты конкуренции, антимонопольное расследование в отношении Ticketmaster, изменение регулирования цифровых платформ в Австралии, наложение штрафа на испанскую фармкомпанию за повышение цены на редкий препарат.

Реформирование правосудия в ЕАЭС в сфере защиты конкуренции

В рамках проведения V международной конференции Суда Союза «Обеспечение эффективности доступа к правосудию в ЕАЭС» председатель Коллегии ЕЭК отметил, что на сегодняшний день в регулировании сферы защиты конкуренции имеется пробел, который не позволяет некоторым категориям физических лиц получить судебную защиту за нарушение требований союзного антимонопольного законодательства. В связи с чем, спикер предложил расширить компетенцию Суда ЕАЭС в этой части и предоставить доступ к правосудию физическим лицам. Комиссия совместно с государствами-членами уже приступила к подготовке соответствующих изменений в Договор о ЕАЭС.

Вместе с тем, говоря об усилении взаимодействия Суда ЕАЭС и национальных судов государств-участников, председатель Коллегии ЕЭК предложил привести применение права ЕАЭС в государствах союза к единому регулированию. Предлагается ввести принцип «судебной горизонтали» с участием высших национальных судов государства-участника и Суда Союза. Данный механизм позволит координировать деятельность национальных судов по применению права Союза.

Антимонопольное расследование в отношении Ticketmaster

Минюст США начал антимонопольное расследование в отношении Live Nation Entertainment (Live Nation), поводом для которого стал беспрецедентный спрос на покупку билетов через онлайн-платформу Ticketmaster на концерт Тейлор Свифт. Из-за ажиотажного спроса система не справилась с нагрузкой, и многие покупатели не успели купить долгожданный билет.

Как сообщили в ведомстве, регулятор намерен провести проверку на предмет злоупотребления Live Nation своим доминирующем положением на рынке продажи билетов на развлекательные программы.
Отмечается, что ведомство в течение последних нескольких месяцев интересовалось деятельностью Live Nation. Регулятор связывался с другими хозяйствующими субъектами рынка продажи билетов в целях получения информации о Live Nation, их оценке о происходящем в отрасли в целом. Расследование носит широкий характер, цель – выяснить, сохраняет ли Live Nation монополию в данном сегменте рынка.

Мы обязательно будем следить за развитием дела. Будет ли возбуждено антимонопольное дело, читайте в одном из следующих наших дайджестах.

Изменение регулирования цифровых платформ в Австралии

Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей (ACCC) опубликовала промежуточный отчет по результатам проведения проверок за цифровыми платформами. Регулятор выделил проблемы в сфере защиты конкуренции и защиты прав потребителей и предложил ввести ряд новых мер для устранения вреда, наносимого цифровыми платформами потребителям, бизнесу и развитию рынка в целом.

ACCC предлагает следующие механизмы защиты:

- усилить контроль цифровых платформ за мошенничеством (например, ввести механизм уведомления пользователей о мошенничестве, проверять подозрительных пользователей, включая рекламодателей, разработчиков приложений, публиковать отчетность об усилиях по смягчению последствий и др.);
- установить стандарты для разрешения споров с потребителями и представителями малого бизнеса, предоставить возможность передавать споры на рассмотрение омбудсменам по цифровым платформам;
- утвердить кодексы поведения, которые применялись бы только к определенным цифровым платформам и в отношении конкретных услуг. В основе отбора организаций лежат количественные и качественные критерии, которые направлены на выявление платформ, занимающих критическое положение в австралийской экономике и обладающих способностью наносить ущерб конкуренции.

Фармкомпания получила штраф за повышение цен

Испанский регулятор (CNMC) оштрафовал Leadiant на 10 млн долларов за повышение цены на препарат от редкого заболевания (в Европе проживают от 200 до 250 пациентов с этим заболеванием, из них около 50 живут в Испании). По данным ведомства, за последние семь лет Leadiant поднимала цену на лекарство в 14 раз.

Расследование началось с жалобы испанской организации потребителей, антимонопольные дела против Leadiant были возбуждены итальянскими и голландскими регулирующими органами. Вместе с тем, в сообщении CNMC говорится, что Leadiant устанавливала эксклюзивные отношения с единственным поставщиком активного ингредиента, уполномоченным поставлять редкое лекарство в достаточном количестве и качестве, что ограничило появление альтернативных лекарств.

Компания злоупотребила монопольным положением в виде установления и поддержания монопольно высокой цены, в результате чего получила в 14 раз больше денежных средств на страховое покрытие производства препарата, чем на другое аналогичное лекарство.

Авторы: Артем Анпилогов и Александра Шрамко.
21.11.2022