Аналитика и новости

Дайджест по закупкам № 57

30.05.2023

Дайджест по закупкам № 57

На этой неделе дайджест по вопросам закупочной деятельности посвящён следующим темам:

Гражданско-правовые договоры не подтверждают наличие квалифицированных специалистов у участника закупки (Закон № 44-ФЗ)

ФАС России опубликовало письмо 07.02.2023 № ПИ/8371/23, в котором сообщается, что для оценки по показателю «наличие специалистов» гражданско-правовые договоры не подходят. Требования к документам, которыми участники подтверждают квалификацию работников, заказчик определяет самостоятельно.

Разъяснили, что делать заказчику, когда к моменту приёмки продукции сведения о товаре исключили из реестра российских промтоваров (Закон № 44-ФЗ)

Минфин России в своём письме от 02.05.2023 № 24-06-09/40063 пояснил, что при исполнении контракта поставщик вместе с поставленным товаром должен передать заказчику заключение, которое подтверждает, что товар произведён в России. Если при приёмке продукции поставщик не предоставит действующего заключения, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Стоит отметить, что ранее Минпромторг России в письме от 25.04.2023 № ПГ-12-3968 сообщил, если поставщик к моменту поставки товара получит новое заключение, заказчик может оформить замену товара на другой с улучшенными характеристиками. Изменения фиксируют в допсоглашении и публикуют в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты, изменения контракта.

Является ли ограничение конкуренции выполнение работ до заключения контракта? (Закон № 44-ФЗ)

Заказчик провел малую закупку на выполнение работ по подготовке площадки для строительства детсада в рамках госпрограммы. Подрядчик за свой счёт выполнил также работы, в частности, по забивке свай, устройству фундамента.

Позднее объявили конкурентную закупку на строительство детсада. Этот же подрядчик подал единственную заявку. С ним заключили контракт.

Контролеры решили, что подрядчик фактически начал строительство до победы в конкурентной закупке, и выявили нарушение Закона о защите конкуренции, который запрещает заказчикам создавать преимущественные условия отдельным участникам.

Суды с решением антимонопольного органа не согласились:

- сведения о строительстве объекта опубликовали заранее, поскольку оно предусмотрено в госпрограмме. Потенциальные участники могли с ними ознакомиться;
- доступ к участку подрядчику дали для подготовительных работ в рамках малой закупки. Строительные работы проводили уже после заключения контракта по итогам конкурентной закупки;
- подрядчик — коммерческая организация, цель которой извлекать прибыль. Он выполнил работы на свой риск и понимал, что участвовать в закупке могут и другие претенденты.
- жалобы от иных субъектов экономической деятельности на то, что те не могли поучаствовать в закупке, не поступали;
- факт переговоров заказчика с подрядчиком о его участии в конкурентной закупке не подтвердили. Стенограммы телефонных переговоров, распечатки электронной переписки и т.д. не представлены.

ВС РФ отказал в пересмотре дела.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.2023 по делу № А67-1738/2021

Автор: Ольга Жвирбля.
30.05.2023