Аналитика и новости

Дайджест по договорным отношениям № 160

25.10.2023

Дайджест по договорным отношениям № 160

ВС опубликовал обзор по делам о защите прав потребителей. Как должны разрешаться типичные ситуации, в которые может попасть каждый из нас, читайте далее. Часть 1.

1) Покупатель получил травму при падении на обледеневшей лестнице магазина. Магазин обязан компенсировать моральный вред и выплатить потребительский штраф. Деликт не исключает возможность применения Закона о защите прав потребителей. Продавец обязан обеспечить потребителю безопасные условия.

2) Автомобиль поврежден камнем, упавшим с крыши жилого дома. УК обязана возместить ущерб, компенсировать моральный вред и выплатить потребительский штраф потерпевшему владельцу авто, даже если он не является собственником или нанимателем жилья в МКД (не состоит в договорных отношениях с продавцом).

3) Покупатель купил товар через мобильное приложение по заниженной цене из-за технической ошибки. Продавец не вправе в одностороннем порядке изменить объявленную цену товара, договор заключен на условиях публичной оферты.

4) Покупатель приобрел телевизор дистанционно. В день доставки продавец его не передал, товар отсутствовал на складе. Продавец обязан исполнить договор и не вправе включать в публичную оферту условие о возможности отмены им в одностороннем порядке оформленного заказа.

5) Покупатель приобрел авто за 3,4 млн. После поступления авто на склад продавец указал, что цена автомобиля увеличилась до 3,9 млн. Продавец не вправе понуждать потребителя заключить новый договор на других условиях, в том числе по мотиву увеличения цены товара к моменту его поставки, возникновения у продавца дополнительных расходов по исполнению договора и т.п.

6) После покупки квартиры в ходе эксплуатации выявлены недостатки строительно-монтажных и отделочных работ. Покупатель вправе предъявить продавцу требование в отношении недостатков, на которые не установлены гарантийные сроки или сроки годности, в пределах двух лет со дня передачи.

7) После покупки автомобиля обнаружились недостатки обшивки водительского сиденья. Недостатки появляются вновь после их устранения. Это является отдельным основанием для замены авто в период гарантийного срока, даже если расходы и временные затраты на устранение таких недостатков незначительны, и они не мешают эксплуатации автомобиля.

8) В купленном смартфоне в пределах срока службы выявлены недостатки. В случае невыполнения импортером обязанности по их устранению в пределах двадцатидневного срока у потребителя возникает право на получение неустойки до момента окончания ремонта или возврата уплаченной суммы за товар.

9) Гостиница выдала посторонним дубликат ключа от номера постояльца, после чего они его ограбили. Гостиница обязана компенсировать ущерб и моральный вред постояльцу, а также выплатить потребительский штраф, поскольку несет ответственность за действия своих сотрудников.

10) В процессе оформления кредита на покупку автомобиля потребителю навязана дополнительная услуга «Техническая помощь на дороге». Потребитель вправе отказаться от исполнения абонентского договора и потребовать возврата оплаты за период, на который он досрочно прекращен.

11) Потребитель решил расторгнуть опционный договор с компанией, поскольку не воспользовался ее услугами. Компания оплату по договору не вернула, сославшись на отсутствие такого условия в договоре. Это ущемляет права потребителя, нельзя ограничивать право на возврат уплаченных средств по опционному договору.

12) Потребитель купил автомобиль со скидкой под условием заключения с партнерами продавца пяти договоров. Впоследствии покупатель отказался от одного из них и оспорил их заключение в принципе. При разрешении такого спора суд должен установить, не завышена ли цена договора и не создана ли видимость скидки продавцом, не введен ли потребитель в заблуждение, и мог ли он адекватно оценить предложенные ему условия.

Источник.

Авторы: Анна Акифьева, Анна Чудиёвич.
25.10.2023