ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Публичное обсуждение нового законопроекта ФАС России о регулировании прав на интеллектуальную собственность в контексте запрета монополистической деятельности с участием представителей антимонопольного ведомства.

11.03.2020

10.03.2020 в  Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось обсуждение нового законопроекта ФАС России «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» в части установления антимонопольных требований к соглашениям и действиям по предоставлению или распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг» (далее - Законопроект). Встреча прошла с участием представителей антимонопольного ведомства, экспертного сообщества и бизнеса. Это было первое подобное мероприятие, когда антимонопольная служба презентовала новую редакцию Законопроекта, касающегося антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности (далее - Иммунитеты).

Яков Лазарев, старший консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий участвовал в этой встрече и подготовил некоторые тезисы, отражающие позиции основных групп – участников обсуждения.

Позиция ФАС России и сторонников Законопроекта:

1. Иммунитеты сохраняются.

2. Действующая редакция Закона о защите конкуренции противоречит Конституции РФ и ГК РФ, поскольку допускает возможность злоупотребления гражданскими правами (интеллектуальной собственностью).

3. Законопроект предлагает изменения только для программ для ЭВМ и баз данных.

4. Особое регулирование для «цифровой экономики» исключено из Законопроекта.

5. Неизвестна реакция российских судов на имеющиеся решения антимонопольной службы, связанные с Иммунитетами. Возможно, суд отменил бы эти решения.

6. Дело «ПАГ», рассмотренное Конституционным судом (Определением Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 г. № 8-П.) – сигнал для изменения законодательства об Иммунитетах.

7. После принятия Законопроекта на практике ничего принципиально не поменяется.

8. Антимонопольные иммунитеты для интеллектуальной собственности используются для злоупотребления и ухода от ответственности.

Позиция экспертного сообщества:

1. Нет примеров или кейсов, которые бы показали наличие проблем в правоприменении положений об Иммунитетах.

2. Ссылки на зарубежный опыт нерелевантны, поскольку там собственная система регулирования, а в некоторых случаях именно Россия может задавать тренд для правоприменения.

3. Законопроект касается всех без исключения результатов интеллектуальной деятельности.

4. В настоящее время и так существуют проблемы в применении ст.ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции, например, методология анализа рынка. Если расширить действие указанных норм на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, то это усугубит сложности в правоприменительной практике.

5. Учитывая состояние рынка и курс на технологическое развитие, следует смягчать регулирование, а не ужесточать.

6. Необходим более предметный анализ проблемы: изучение конкретных кейсов и экономический анализ.

Бизнес:

1. Нормы действующего законодательства позволяют защитить интересы бизнеса. Нет примеров, когда Иммунитеты кому-то мешали защищать и реализовывать свои права.

2. Законопроект фактически признает незаконными сложившиеся бизнес-практики, которые не причиняют вред конкуренции и обусловлены особенностями коммерциализации некоторых результатов интеллектуальной деятельности, например, компьютерных программ.

3. Законопроект вводит презумпцию вины.

4. Законопроект касается всех без исключения результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

5. Новые риски правообладателей перетекут в их уход с рынка или увеличение стоимости продуктов для потребителей.

6. Законопроект создаёт ограничения для правообладателей, поскольку утрачивается стимул для инвестиций в новые разработки.

7. Нет объективных причин и необходимости для Законопроекта в целом.

8. Принятие Законопроекта приведёт к злоупотреблению новыми положениями.

Подводя итог, можно отметить парадоксальность ситуации. Все участники дискуссии, кроме антимонопольного ведомства и некоторых экспертов, высказали негативное отношение к предложенному законопроекту. Особо примечательно, что представители бизнеса, для защиты которых в конечном итоге и разрабатывается Законопроект, также против.

Инициатива ФАС России, связанная с антимонопольными иммунитетами для интеллектуальной собственности, обсуждается уже около 10 лет. За это время она претерпела существенную трансформацию, но ни одна из редакций не нашла поддержки в экспертном сообществе и у представителей бизнеса. Наша компания неоднократно высказывала свою позицию по этому вопросу в  различных форматах. С комментарием к текущей редакции Законопроекта Вы можете ознакомиться по ссылке.

Важно подчеркнуть, что само по себе стремление антимонопольного органа адаптировать положения о доминировании и соглашения, ограничивающие конкуренцию, под современные условия цифровой экономики, заслуживает поддержки. Вместе с тем, предлагаемые методы не выдерживают критики. Возможно, более продуктивным был бы пересмотр методологии анализа рынка, проводимого антимонопольным органом, а также отражение подходов антимонопольного органа к «цифровым делам» и применению антимонопольных иммунитетов для интеллектуальной собственности в виде разъяснений для их апробации на практике. Последнее позволит оценить эффективность действующего регулирования, а также создаст практику, отражающую наличие или отсутствие проблемы.