ПАО «Ростелеком» и ПАО «ВТБ планируют создать совместную платформу по обмену большими данными.

24.10.2019

ПАО «Ростелеком» и ПАО «ВТБ» планируют создать платформу обмена большими данными. Кроме того, по информации из открытых источников с платформой могут быть также тесно связаны Tele2, Магнит, Почта Банк, Согаз и X5 Retail Group.

Будущие партнеры планируют обмениваться данными и обрабатывать их, объединив разные данные о клиентах в пользовательские профили, например, информацию о поле, возрасте человека, его покупках, предпочтениях, доходе, передвижениях. Целью создания такой платформы может стать разработка методики привлечения и удержания клиентов.

При этом необходимо обратить особое внимание на влияние подобной совместной платформы на состояние конкуренции на том или ином рынке.

1. В отличие от традиционного сектора розничной торговли современные бизнес-модели нередко характеризуются сетевыми эффектами на основе данных о клиентах, благодаря которым можно существенно улучшить качество продукции или услуг.

Так, например, обладая информацией о клиенте, получаемой из данных совместной платформы, компания располагает такими сведениями, которые позволяют ей персонализировать предлагаемые услуги и продукты, что может привести к качественному разрыву с аналогичными товарами и услугами конкурентов, ускоряя систему обратной связи и привлекая новых клиентов.

Например, менее известные навигационные приложения могут обладать лучшими характеристиками зоны покрытия местности, более детальной прорисовкой объектов и территорий, но пользователи предпочтут приложения, на которые распространяется действие сетевого эффекта - например, приложение Яндекс Навигатор, в котором информация о трафике обеспечивается большим количеством пользователей.

Все вышеизложенное может создать барьеры входа на товарный рынок или способствовать сокращению числа независимых хозяйствующих субъектов, поскольку лишь ограниченное число субъектов имеет доступ к таким данным.

2. При оценке влияния на состояние конкуренции трудности также могут возникнуть при установлении доли хозяйствующего субъекта - участника платформы на рынке.

Так, весьма проблематично отследить какая именно информация была использована хозяйствующим субъектом при осуществлении деятельности на рынке, как потенциально может измениться доля хозяйствующего субъекта в связи с увеличением пула обрабатываемых данных.

При этом в настоящее время механизмы надлежащей оценки подобных действий находятся в стадии разработки в «пятом антимонопольном пакете», что только усложняет процесс анализа.

По нашему мнению, создание совместной платформы обмена большими данными ПАО «Ростелеком» и ПАО «ВТБ» может негативным образом сказаться на состоянии конкуренции на товарных рынках участников платформы, поскольку может привести к сокращению количества независимых хозяйствующих субъектов и ограничению конкуренции.

 

Автор: Илья Кожевников, консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"