ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

Искусственный интеллект: эксперименты в регулировании

26.02.2020

Тема правового регулирования «искусственного интеллекта» становится всё более обсуждаемой и популярной. И хотя известно, что на текущем этапе развития технологий искусственный интеллект как аналог человеческого интеллекта не существует, любые более или менее автономные устройства, способные анализировать большие объёмы данных и осуществлять действия по результатам такого анализа, принято относить к «искусственному интеллекту».

В феврале 2020 г. в Государственную Думу РФ внесён законопроект о проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в г. Москве и внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О персональных данных» (далее – Закон о проведении эксперимента, Законопроект). Срок проведения эксперимента составит 5 лет.

Эксперимент в столице направлен на выявление целесообразности или нецелесообразности распространения правового регулирования отношений, связанных с развитием и внедрением искусственного интеллекта, на территории всей страны.

Законопроект определяет цели, задачи и принципы экспериментального правового режима, определяет полномочия Правительства Российской Федерации, Уполномоченного органа - органа исполнительной власти Москвы, уполномоченного на координацию мероприятий по реализации экспериментального правового режима, а также Координационного совета – специально образуемого органа для формирования стратегических направлений деятельности в рамках экспериментального режима.

В Законопроекте закрепляется ряд ключевых дефиниций для данной области. В частности, предлагается определение понятию «искусственный интеллект».

Регулирование общественных отношений в сфере обработки персональных данных

Особо важным представляется предлагаемое Законопроектом правовое регулирование в сфере обработки персональных данных.

В соответствии с Законопроектом субъектом обработки персональных данных является участник экспериментального режима (лицо, соответствующее установленным законом условиям и включенное в специальный реестр Уполномоченным органом).

Законопроектом предлагается поправка в ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» – добавляется п. 91 ч. 1 ст. 6, в соответствии с которым вводится новое условие обработки персональных данных:

обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом о проведении эксперимента.

Ключевые аспекты порядка обработки персональных и иных данных в соответствии с Законопроектом:

1. Соглашения между участниками экспериментального режима должны содержать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения;

2. Персональные данные подлежат обезличиванию;

3. Обезличенные персональные данные обрабатываются только участниками экспериментального режима:

-         обезличенные персональные данные не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима;

-         в случае утраты статуса участника экспериментального правового режима обработка участник утрачивает право на получение обезличенных персональных данных;

-         в случае утраты статуса участника экспериментального правового режима обезличенные персональные данные подлежат уничтожению;

1. Обезличенные персональные данные хранятся только на территории города Москвы;

2. Участники экспериментального правового режима несут ответственность за обработку персональных данных в соответствии законом в течение всего срока проведения эксперимента и после его окончания;

3. Порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, а также предоставления доступа к устройствам, осуществляющим такую съемку, органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти Москвы;

4. Высший исполнительный орган государственной власти Москвы по согласованию с Роскомнадзором устанавливает порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима обезличенных персональных данных на основании соглашения с Уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.

Законопроект в случае принятия вступит в силу 1 июля 2020 г.

Стоит отметить, что Законопроект является важным шагом для начала регулирования отношений по внедрению искусственного интеллекта в России, а также для усовершенствования механизмов защиты персональных данных, позволяющих при этом использование обезличенных данных для общественного благосостояния.

В то же время представляются недоработанными некоторые положения Законопроекта. В частности, Законопроект предлагает локализацию обезличенных данных, в то время как Федеральных закон «О персональных данных» предусматривает локализацию только персональных данных. Также текущее определение искусственного интеллекта видится слишком инновационным, не соответствующим актуальному состоянию развития технологий. Полагаем, что некоторые положения Законопроекта будут доработаны.

 

Автор: Анна Тюленева, консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Юридической компании "Каменская & партнёры"