ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

ФАС России выдала предупреждения производителям порошков и шоколада в связи с «двойными стандартами качества».

17.12.2019

Антимонопольный орган указывает, что порошок и шоколад иностранного производства, поставляемый на территорию России существенно отличается от продукции этих же производителей, поставляемой на территорию ЕС.

По мнению ФАС России отличия порошков, поставляемых на территорию России и Европы, состоят в  «пенообразующей способности» и «моющей способности».

В образцах шоколада, реализуемых в Российской Федерации, содержание 12-14 органических кислот отличается (по некоторым образцам на 10-50%, в ряде случаев на 100-220% и более) от образцов, приобретенных в Европе.

Указанные действия иностранных производителей были признаны антимонопольным органом введением в заблуждение в соответствии со ст. 14.2 Закона № 135-ФЗ.

Основанием для выдачи предупреждения стала экспертиза, проведенная Роспотребнадзором, которая выявила отличия состава и качественных характеристик ряда товаров (стиральных порошков и капсул для стирки, а также шоколада), продающихся в России и в странах Западной Европы.

Однако является ли отличие состава и качественных характеристик ряда товаров, продающихся в России и в странах Западной Европы, системообразующим признаком недобросовестной конкуренции?

На наш взгляд, системообразующим является наличие причинно-следственной связи между получением необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности и отличием состава и качественных характеристик продукции.

Действительно ли потребитель исходит только из качественных характеристик при выборе указанных продуктов?

На наш взгляд, также являются значимыми следующие критерии:

- маркетинг и сила бренда;

- привычка потребителя приобретать знакомый товар.

Благодаря широким маркетинговым кампаниям, направленным, в первую очередь на узнаваемость бренда, иностранные производители продвигают свою продукцию и создают у потребителя зрительный образ товара, который нужно приобрести.

Стоит отметить, что рекламные кампании российских производителей указанных видов продукции значительно реже появляются на экранах, что также может послужить существенному разрыву между потребительскими пулами российских и иностранных производителей.

При этом, если потребителей, несмотря на отличия свойств товаров, поставляемых в Европу и Россию под одним брендом, устраивает имеющаяся совокупность качественных характеристик товара, то, возможно, и говорить о наличии акта недобросовестной конкуренции является несколько преждевременным.

Указанный факт означает, что преимущества иностранный производитель получает обоснованно, за счет крупных маркетинговых вложений и высокого уровня качества продукции.

 

Автор: Илья Кожевников, консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры"