ФАС России разъяснила, на что обратить внимание при подаче заявления о незаконно поступающей рекламе на телефон или электронную почту

14.11.2019

11.11.2019 на сайте ФАС России были опубликованы разъяснения о надлежащих доказательствах при выявлении нарушения требований части 1 статьи 18 Закона «О рекламе». В разъяснении ФАС России высказала свою позицию о требованиях к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, требованиях к заявлению абонента о нарушении распространения такой рекламы и о внутриведомственном взаимодействии.

Требования к рекламе

В ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе установлен запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Бремя доказывания получения такого согласия лежит на рекламораспространителе.

К самому согласию предъявляются следующие требования:

- абонент должен быть однозначно идентифицирован;

- абонентом должно быть выражено волеизъявление на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

По мнению ФАС России, надлежащим является согласие абонента в тексте договора, заключённого в письменном виде. Заполнение форм в Интернете, не позволяющих однозначно установить, кто дал согласие на получение рекламы, – ненадлежащее согласие.

При этом стоит отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств.

Соответственно, пользователь, регистрируясь на сайте сервиса в Интернете, принимая условия пользовательского соглашения, свободен и волен как согласиться на получение рассылки рекламного и иного информационного характера, так и отказаться от неё.

Если же сервис не позволяет не принимать условия о распространении рекламы, или не позволяет установить абонента, или если абонент не совершает активных действий по выражению согласия, такие случаи могут быть признаны нарушением законодательства о рекламе.

Данный вывод также подтверждается судебной практикой.

Требования к заявлению

ФАС России напоминает, что в соответствии с Правилами[1] заявление о нарушении законодательства о рекламе должно включать:

- наименование (ФИО) и местонахождение (место жительства) заявителя;

- наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;

- описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы;

- требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

В случае с установлением нарушения по ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе антимонопольный орган должен:

- определить, что конкретное рекламное сообщение (SMS-сообщение, push-уведомление, телефонный звонок) было получено абонентом;

- установить, от кого конкретно оно было получено;

- выяснить, было ли в действительности дано согласие абонента на получение рекламы.

В связи с этим с учётом необходимости соблюдения антимонопольным органом тайны связи к заявлению необходимо приложить:

 - выписку по абонентскому номеру за период получения рекламы ИЛИ согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений информации о детализации счёта, телефонных соединениях, смс-сообщениях, иных переданных данных на абонентский номер за период получения рекламы (желательно сразу указать данные оператора);

- фотографию (изображение) поступившего SMS-сообщения и push-уведомления либо аудиозапись телефонного звонка с нежелательной рекламой.

- в случае получения push-уведомления, получаемого не от оператора связи, а посредством конкретного программного обеспечения (приложения):

  - название такого программного обеспечения (приложения);

  - источник загрузки программного обеспечения (приложения);

  - имеющиеся сведения о разработчике/лицензиаре программного обеспечения (наименование юридического лица или ФИО, идентификатор индивидуального предпринимателя, реквизиты: ИНН или ОГРН, контактные данные, местонахождение).

В случае отсутствия в заявлении гражданина как детализации выписки по абонентскому номеру, так и согласия на раскрытие тайны связи, антимонопольный орган не сможет возбудить дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Заявление может быть перенаправлено для рассмотрения в территориальный орган по инициативе ФАС России.

Заявление в антимонопольный орган может быть подано заявителем в том числе по электронной почте delo@fas.gov.ru а также посредством заполнения формы на сайте ФАС России: https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas.

 

Автор: Анна Тюленева, консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Юридической компании "Каменская & партнёры"



[1] Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508