ФАС России рассмотрит сделку по приобретению «Яндекс.Такси» активов ГК «Везёт» на предмет наличия антимонопольных рисков.

16.09.2019

Недавно в СМИ появилась информация о том, что совместное предприятие Яндекс и Uber планирует приобрести активы ГК «Везёт», которые в настоящее время принадлежат ГК Mail.

В настоящий момент подано соответствующее ходатайство о предварительном согласовании антимонопольным органом указанной сделки.

Давайте постараемся разобраться в том, какое реальное влияние на рынок может оказать согласование указанной сделки антимонопольным органом.

В 2017 году Яндекс уже осуществил крупную сделку по созданию с Uber совместного предприятия по онлайн-заказу такси.

Тогда антимонопольный орган усмотрел, что указанная сделка имеет в целом положительное влияние на состояние конкуренции на рынке, поскольку способствует качественным преобразованиям, а именно появлению агрегаторов, предоставляющих услуги информационного взаимодействия с использованием нового удобного способа заказа такси – через приложение мобильного устройства.

Также, компаниям было предписано обеспечить максимально полное и доступное информирование пользователей о юридическом лице, осуществляющем перевозку с сохранением истории поездок; не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси.

Однако, в настоящее время сделка по приобретению ГК «Везёт» может вызвать намного больше вопросов, чем сделка, согласованная 2 года назад. Обусловлен данный факт, прежде всего, изменением конъюнктуры рынка как потребителей, так и продавцов данной услуги.

Охват и доля рынка Яндекс.Такси за последнее несколько лет значительно выросла, а учитывая тот факт, что телефоны, поддерживающие платформенные магазины и приложения являются общедоступными, стоит говорить о замещении рынка оффлайн-заказа такси рынком онлайн‑заказа.

Учитывая тот факт, что Яндекс получит доступ к региональным базам данных ГК «Везёт», а именно к данным колл-центров и программному обеспечению, согласование сделки может привести к усилению влияния и установлению доминирующего положения агрегатора Яндекс.Такси в субъектах РФ, что может оказать негативное влияние на рынок заказа такси в целом.

Указанное опасение высказал и конкурент Яндекс.Такси – Gett. По мнению Gett, сделка усилит доминирование Яндекс.Такси на рынке, позволив компании наращивать стоимость поездок и снижать доходы водителей.

По нашему мнению, антимонопольному органу для надлежащей оценки указанной сделки необходимо установить следующие моменты:

- оценить динамику увеличения доли Яндекс.Такси на рынке заказа такси с учетом изменения конъюнктуры оффлайн и онлайн рынков;

- оценить возможность конкурентов Яндекс.Такси нормально вести предпринимательскую деятельность в условиях согласования указанной сделки;

- определить массив баз данных, к которым сервис Яндекс.Такси получит доступ;

- определить барьеры входа выхода на указанный рынок.

Антимонопольному органу необходимо очень внимательно отнестись к оценке указанной сделки с целью предупреждения возникновения негативных последствий для рынка заказа такси и предостережения образования монополии на указанном рынке.

 

Автор: Илья Кожевников, консультант практики конкурентного права Юридической компании "Каменская & партнёры"