ФАС России предупредила Booking.com о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства

13.11.2019

В соответствии с имеющейся информацией, платформа Booking.com навязывала средствам размещения (гостиницам, отелям, хостелам и др.) невыгодные условия договоров о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен.

Под паритетом цен следует понимать продажу одного и того же товара по одной цене вне зависимости от канала продаж. Booking.com предоставлял конечным потребителям гарантию лучшей цены, при этом средство размещения, с которым заключен контракт, не могло изменять цену за номер ни на своем собственном сайте, ни на сайтах других онлайн-партнеров.

То есть фактически действия Booking.com как доминирующего на рынке субъекта были направлены на установление и поддержание цен на рынке онлайн бронирования отелей, с целью устранения существующих конкурентов с рынка и недопущения появления новых.

Результатом подобных необоснованных действий стало повышение стоимости услуг гостиниц для конечных потребителей, поскольку в нее включается комиссия, которую отель обязан выплатить платформе. Если в начале работы сервиса Booking.com на территории РФ комиссия была 15%, то сейчас в борьбе за приоритетное размещение в поисковой выдаче комиссионное вознаграждение выходит за рамки 25% и выше, что негативно влияет на предпринимательскую деятельность средства размещения.

Интерес, прежде всего, вызывает порядок определения рыночной доли Booking.com на рынке онлайн бронирования отелей. Представляется наиболее вероятным, что ФАС России для определения доли Booking.com использовал механизмы анализа состояния конкуренции, которые еще не получили законодательного закрепления. Речь идет о механизмах предусмотренных «пятым антимонопольным пакетом», а именно о механизмах оценки рыночной доли платформы через объем транзакций, совершенных в рамках платформы за определенный период. Сами по себе действия Booking.com являются ярким проявлением рыночной власти, направленной на монополизацию рынка.

Таким образом, по нашему мнению, ФАС России было принято верное решение о направлении предупреждения в адрес сервиса Booking.com, поскольку действия подобной платформы фактически блокировали самостоятельную предпринимательскую деятельность средств размещения, что негативно сказывалось на конечном потребителе услуги.

 

Автор: Илья Кожевников, консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"