ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

ФАС России оценила патенты

04.03.2020

Антимонопольной службой разработан проект постановления Правительства РФ «О методике определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядке ее выплаты». Речь идёт об использовании патентов в порядке ст. 1360 ГК РФ, т.е. в интересах национальной безопасности – принудительная лицензия.

Напомним, что согласно указанной норме Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

Для определения указанной «соразмерной компенсации» и был разработан рассматриваемый проект постановления.

Согласно данному документы предлагается следующая методика определения вознаграждения правообладателю:

- 1 млн. рублей, если выручка правообладателя от использования патента составила менее 1 млрд. рублей;

- 2,5 млн. рублей, если указанная выручка составила от 1 до 5 млрд. рублей;

- 5 млн. рублей, если указанная выручка составила более 5 млрд. рублей.

Следует отметить, что под выручкой правообладателя понимается выручка от реализации изобретения, полезной модели или промышленного образца на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий принятию Правительством Российской Федерации решения об использовании такого изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя.

Указанная компенсация является однократной выплатой за весь период принудительного лицензирования.

Методикой предусмотрена возможность увеличения компенсации на величину ежегодных выплат по соглашению между правообладателем и лицензиатом при соблюдении следующих условий:

- Между правообладателем и лицензиатом в письменной форме достигнуто соглашение, предметом которого является передача патентообладателем всех документов, материалов, технологий и иных средств, необходимых для производства соответствующих товаров, выполнения работ, оказания услуг с использованием исключительных прав патентообладателя на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг.

- Проект данного соглашения рассмотрен федеральным антимонопольным органом в порядке ст. 35 Федерального закона «О защите конкуренции» (соглашения, ограничивающие конкуренцию) и соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

- Размер ежегодных выплат не превышает 5 процентов от выручки за реализацию товаров, выполнения работ, оказания услуг, полученной лицензиатом.

Обоснованность предложенных размеров компенсаций вызывает вопросы. Так, из текста проекта и сопроводительных документов не следует, почему были выбраны именно такие цифры и показатели.

Сейчас в законодательстве минимальный размер компенсации за нарушение исключительных прав составляет 10 000 руб. (см. например ст. 1406.1 ГК РФ). Предлагаемая компенсация за принудительное лицензирование в 1 млн. руб. может повлечь чрезмерное обогащение правообладателя, например, когда выручка от реализации будет значительно меньше 1 млрд. руб. Конечно, компенсация в 10 000 руб. не сможет покрыть расходов правообладателя на создание результата интеллектуальной деятельности, но на текущий момент именно эта сумма является минимальной гарантией компенсации.

В то же время, если выручка значительно превысит 5 млрд. руб., то очевидна несоразмерность предлагаемого вознаграждения в 5 млн. руб. при таких масштабах реализации.

В нашумевшем судебном деле № А40-166505/2017 компании «Натива» была предоставлена принудительная лицензия за плату в размере 10% доходности от продажи лекарственных препаратов. Такой размер вознаграждения значительно превышает размер платежей, предусмотренных методикой.

Следовательно, не совсем понятно, что было ориентиром для антимонопольного ведомства при расчёте анализируемой методики. В текущей редакции она не соответствует подходу, отраженному в законодательстве, а также не соотносится с правоприменительной практикой. Правильным представляется отразить более тесную зависимость размера компенсации от доходов лицензиата, например, в виде процента от выручки.

Как видно, антимонопольный орган последовательно реализует политику, направленную на повышение эффективности принудительного лицензирования. Данным проектом планируется решить одну из проблем, связанную с определением справедливой компенсации.

Данная методика может быть по аналогии применена к спорам между хозяйствующими субъектами о взыскании компенсации или убытков за нарушение исключительных прав. Конечно, следует учитывать различный характер таких компенсаций, поэтому суммы, приведённые в проекте постановления, могут рассматриваться только как минимально гарантированные суммы возмещения за нарушение исключительных прав.

Вместе с тем, представляется необходимым выработать более сбалансированную методику расчёта, которая бы учитывала любой размер выручки и подбирала соответствующий размер компенсации.

С текстом проекта постановления можно ознакомиться по ссылке.

 

Автор: Яков Лазарев, старший консультант практики интеллектуальной собственности и информационных технологий Юридической компании "Каменская & партнёры"