ANTI-COVID-19. Наш центр актуальной правовой информации

ФАС России доработала правила предустановки российских приложений для гаджетов

19.02.2020

Целью предложенных ФАС России изменений является обеспечение конкурентоспособности приложений российских разработчиков на рынке приложений для технически сложных товаров.[1]

По мнению антимонопольного органа заранее предустановленное на устройстве приложение будет иметь конкурентное преимущество перед аналогичным по своим характеристикам приложением, которое на момент приобретения устройства – отсутствует.

Планируется, что для каждого вида технически сложного товара будут установлены разные перечни видов софта.

Предварительно для смартфонов это: поиск, антивирусное ПО, навигатор (карты), мессенджер, социальные сети, госуслуги, персональная платежная система МИР. Для планшетов, компьютеров и Smart ТВ этот перечень будет дополнен аудиовизуальными сервисами и приложениями, обеспечивающими трансляцию 20 обязательных общедоступных каналов.

С целью обеспечения конкуренции проект также не закрепляет перечень конкретных приложений обязательных к предустановке. Какое именно приложение выбрать, будет решать производитель технически сложного товара.

При выборе приложения производитель технически сложного продукта должен будет руководствоваться следующими критериями: принадлежность прав на ПО российскому лицу; ПО реализуется на территории России; разработчик в течение последних пяти лет не нарушал закон в области персональных данных.

При этом помимо позитивных изменений, предложенных проектом постановления, существуют и некоторое спорные моменты, требующие пересмотра.

Производители технически сложных продуктов высказывают опасения относительно отсутствия реестра конкретных производителей и их программных продуктов, из которых можно выбирать, а также относительно предложенных сроков для реализации положений постановления для смартфонов (с 1 июля 2020 года).

Опасения также вызывают неопределенные и пространные формулировки, используемые антимонопольным органом при описании исключений, связанных с предустановкой российских приложений.

Наиболее ярким примером является норма о том, что приложение можно будет не предустанавливать, если получен отказ от всех разработчиков.[2]

Производителям технически сложных продуктов будет достаточно проблематично определить, все ли производители были опрошены, тем более при отсутствии соответствующего реестра.

При этом указанное положение не содержит оговорок по примеру Порядка ФАС России № 220 при определении участников товарного рынка (количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации).[3]

Кроме того, проектом также установлено, что именно производитель технически сложного товара будет нести бремя доказывания отсутствия возможности осуществления предустановки российских программ.

Таким образом, предложенная пространная формулировка, используемая при описании исключения для предустановки российских приложений, необоснованно расширяет зону ответственности производителя технически сложного продукта и оставляет почву для злоупотребления полномочиями в отношении такого производителя.

 

Автор: Илья Кожевников, консультант Юридической компании "Каменская & партнёры"



[1] Технически сложные товары – это, в данном случае, родовое понятие для таких устройств как смартфоны, планшеты компьютеры, ноутбуки, Smart ТВ и иных.

[2] П. 8 Порядка предварительной установки российских программ для электронных вычислительных машин на технически сложные товары.

[3] П. 5.2 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220.